Как состояться детдомовцу. Автобиографический очерк А. Гезалова.
25.08.2008
Путь первый - не простое самоопределение
Мне часто задают вопрос о том, как состоятся ребенку-сироте, что делать, какие вершить дела
и что должно происходить с ним, чтобы не пасть на дно общества и не пропасть совсем.
Прошло двадцать лет, как я покинул детский дом - жестокий и неродной.
Много чего было слышано, видено, понято и не понято.
Как так случилось, что, пройдя иные горнила, нашел в себе силы,
чтобы быть полезным людям, детям, обществу?
Иногда скажу: "не знаю, но задумываюсь и осмысливаю," - ибо другие сироты не имеют возможности понять,
что делать, и кто виноват.
Из детдома меня отправили в ПТУ, не спросив, надо мне оно, или что-то я еще хочу.
Да и, задав сам себе этот вопрос, я не нашел бы ответа на него.
Думать самому в детдоме не приходилось. Нет, думал, но по таким серьезным...
Так вот, меня отвезли в ПТУ.
Захоти я в ВУЗ, думаю, что стены учреждения не выдержали бы от смеха.
Уровень образования-то был нулевой. Мы ж не учились. Для кого и чего?
Так вот, определили в ПТУ на шофера-тракториста в поселковой ХАБЗЕ (ПТУ).
Воспитатель мой дал еще десятку (красную) к тому пособию, что я получил, всплакнул и уехал.
Я остался один. Мне выдали на неделю продуктов. Я съел за один день все, потом голодал.
Где взять-то, еду-то? В палату вломились ночью старшие искать еду и кого унизить.
Я дал одному радио по голове и в глаз другому - ко мне больше не ходили.
Общение со сверстниками складывались плохо, даже очень -
они из другого мира общения и материальных возможностей.
В общем, было трудно. Кто будет говорить с человеком без корней..?
Спортивные и иные навыки:
Приходилось иногда за себя постоять кулаками, ибо считалось, что плохо одетый - он самый слабый и беззащитный.
Я занимался боксом. Это давало преимущество в той среде, где правила сила и острый язык,
чем я также не обладал.
Выбирал самых горластых и унижающих и бил, но так, чтобы все видели, что бить умею и за себя постоять.
Публично, то бишь. В толпе вызывал официально и в стоящей и орущей толпе бил врага.
Слава Богу, что был тверд и смел, а так бы что бы со мной было?
При общении с девушками я понял, что имею большие пробелы в образовании, общении, внешних па.
Я стал потихоньку набивать голову знаниями.
Учил стихи наизусть, читал книги, пытался писать стихи, ходил в кружки, на танцы, играл в футбол,
сам научился играть на гитаре, пел Высоцкого, бардов... да, научился играть в шахматы.
И читал - читал много, в запой, допоздна.
Я чувствовал, что меня распознают по детдомовской неумелости сложить слова в приличное предложение,
выразить мысль, представится.
Что я умел хорошо - это блюсти чистоту в комнате, чистить зубы, сам мог стирать белье,
подшивать прохудившиеся ботинки, умел связать шарф.
Это - небольшой наборчик, который мне втравили в детском доме.
И еще я мог часами и днями сидеть в комнате. Привычка к стенам. Потом мне на лодке это помогло.
В жизни, нет, я много чего пропустил, упустил, сидя в общежитской комнате.
В общем, кое-как отбарахтался от ПТУ, пошел в АРМИЮ, попал на флот, на атомную лодку.
Тут как раз мои детдомовские привычки пригодились и, даже, спасли.
Я мог целыми днями сидеть в отсеке, в автономке (длительное плавание), заменять всех и вся.
Знаю, это от серого детства вспомнить нечего цветного, и эмоций по семье я не испытывал - зомби, прямо.
Опять же, кулаки дали о себе знать, и меня брали в спорт-роту, где я отстаивал честь Северного флота.
Там же получил первые высокие мастерские спортивные звания, что очень котируются в той среде.
Это стало первым открытием, что спортивные навыки важны, и имеют вес в определенной среде,
что на флоте, что в исправительной колонии.
Флот - школа жизни:
С флота я пришел уже более или менее уверенный в себе, что многое могу,
и сверстники уважают за личные качества.
Значит, важно, чтобы детдомовский парень имел автономные знания, умения, навыки,
умение жить в предлагаемой среде и жить будущим.
Да, я всегда был весел, даже когда было очень непросто, когда я понимал, что нет навыков общения,
и когда домашний парень блистал пред девушками, я был нем как рыба. Это уже потом стало обратно, но тогда..
Я закусывал губу, и шел в библиотеку, спортзал в плохой одежде, с плохой сумкой СССР, но шел..
С флота я не вернулся в среду, которая формируется у детдомовских - жить рядом, плохо, но рядом.
Я в чем был: бескозырке, шинели, с дипломатом вышел на станции Петрозаводск.
В армии я думал: "Куда я вернусь? Дома нет, семьи нет, никто нигде не ждет."
Учиться и еще раз учиться:
Уже в поезде, на столе, на масляной газете, кем-то оставленной, вычитал, что есть Училище Культуры,
и там есть общежитие - соломинка для безжилищного парня.
Вот тут опять судьба мне повернулась лицом, могли бы и не взять, там всегда конкурс.
Надо было прочесть басню, стихотворение, станцевать и что-то еще... а! - спеть.
Я не волновался, я спел, станцевал, рассказал басню, меня приняли.
Я был рад и счастлив, хотя, к тому возрасту за три года службы на флоте я утратил все сиротские
государственные гарантии, за сим жил на стипендию.
В городе во всю начал появляться бизнес. В спортзале я познакомился с людьми,
которые доверили мне охранять ряд ларьков. То есть, у меня появились первые деньги.
Ночами я сторожил, днями учился, ходил в спортзалы.
Значит, детдомовскому лучше всего сразу идти работать, учится, работать и учится. У меня это получилось.
Я оделся, имел карманные расходы, мог купить то, что мне было нужно. Финансово я был независим. Это хорошо.
Я понял, что надо работать, а не жить на льготы и всякие выплаты. Всё это временно.
Потом в трудовой книжке были первые записи, мне доверяли, значит, я мог с этим идти дальше - страховка этакая.
Нередко меня звали разные криминальные структуры, зная мой семейный ноль.
Занимаясь в спортзалах, мы нередко говорили. Они сообщали «прелести», я отшучивался и не шел на стрелки и
прочие дела. Ходил в старом пальто и был доволен судьбой.
Большинство тех, с кем был тогда знаком, уже нет в живых, очень многих.
Все посулы они унесли с собой в могилы. Жаль их молодых но самих выбравших свой путь.
Путь свой я определял сам, и до сих пор жив.
Хотя, это очень непросто - устоять от соблазна, сорвать и жить красиво, но недолго. Это оказалось не по мне.
Я рад, что выучился в училище культуры.
Там меня многому научили, относились по хорошему. Именно благодаря этому я научился тамадить на свадьбах
и получать за это неплохие деньги.
Значит, не искал иных путей иметь средства на жизнь.
Хотя, в училище о том, что я из детского дома, я сказал позже, когда надо было остаться в общежитии,
но это не сработало. Стал жить там, где работал. Я верил, что это временно.
Работал на нескольких работах, читал ночами, ходил в спортзалы, общался с теми, кто тогда старался изменить
свою жизнь бизнесом, творчеством.
Это помогало быть в курсе дел и иметь отношения с людьми, дружить.
Важно иметь дружеский настрой, безусловно, внутренне защищенный силой знаний.
То есть, жилищная трудность решалась проживанием в магазине, ларьке, у друзей,
но при этом все трудности переживались, я верил в завтра.
Вера, как смысл жизни:
Я размышлял: "Что может помочь мне уравновеситься в этой непростой для меня жизни?", и я понял - вера, Господь.
Суздаль, где был наш детский дом, - церковный город.
Может тогда оттуда пришли знания, что вера, смирение, терпение есть залог будущего.
Я крестился. Старался вникать с церковную жизнь, читать церковные книги, Святых отцов,
и со временем пришло понимание, что важно иметь веру, поддержку.
В этом всем есть большой и спасительный путь.
Я стал более терпеливым к трудностям, стал чаще слушать нежели говорит, внимать Слову Божьему.
Посещал храмы, думал, размышлял. А в 2000 году вместе с известным в Карелии батюшкой о. Константином
возвели Храм Божий. Это, если кратко.
Также, работаю на хорошей работе, учусь в Университете, занимаюсь общественной работой.
Зания в дело:
Как бывший воспитанник детского дома, выросший в этой среде, я хорошо знаю,
как и чем живут дети-сироты.
И свои знания я направил на общественную работу помощи детям-сиротам Карелии.
В 2000 году была создана общественная организация «Равновесие», помогающая детям сиротских учреждений.
Все ранее и после подученные навыки, знания и умения важны в этой непростой работе.
Описанное вкратце мною - это путь, который ждет многих детдомовских детей, но есть еще один. О нем коротко.
Как избежать всего этого (не трудностей, а мучений): Путь второй.
Это, если ребенка усыновит семья еще в детском доме и всему научит, и, значит, не будет трудного,
смертельного пути.
Я не хвалюсь, не бахвалюсь - я объективно написал, что мне пришлось сделать,
чтобы выжить, и состояться (второе я еще делаю).
В форуме можно написать свои мысли по поводу прочитанного.
Ваш А. Гезалов.
|