"Батюшка говорит, что главное, что должен вложить воспитатель в детей - это вера в Бога. Чтобы дети жили по любви к Богу, чтобы они любили Его больше всего на свете. В этом задача воспитателя, а не в том даже, чтобы дать образование. Если ребенок будет на четырех языках говорить, играть на семи музыкальных инструментах, писать картины лучше Моне, но не иметь веру в Бога, считай, что зря проработал воспитателем. Но как этого достичь, вот вопрос...
Человек, который собирается работать воспитателем, должен понять, сможет ли он это выполнить или нет.
Конечно, веру мы воспитать не можем, это Божий дар. Наверное, если только молиться за детей, чтобы Господь дал им веру...
Каждый верующий стремится к святости. Воспитатель должен в 10 раз больше к этому стремиться, потому что на его примере будут воспитываться дети.
Но с другой стороны, благочестивый человек, который регулярно ходит в храм, идеальный в этом плане, может быть скучным, занудным для ребенка. Важно, чтобы ребенку было... не весело даже, а интересно. Чтобы была такая "искра". Надо показать, что жизнь православного человека насыщенная, что это не просто поклоны и ничего больше. Такой жизнью нужно жить. Иначе ребенок подумает, что это все занудство и "нужно мне это все?". Не захочет он ни принимать это, ни стать таким же.
Для современных детей, грубо говоря, круче посмотреть телевизор, чем сходить в храм. Нужно так преподнести им православную жизнь, чтобы для них опять же это было круче, чем смотреть телевизор.
В школе проблема - у многих одноклассников мобильные телефоны. Дети приходят и спрашивают: "Почему у нас нет мобильных?" А нужно сделать так, чтобы ребенок стремился домой, где ему интереснее. Причем чтобы стремление это было сильное, как, например, тянет их на ту же дискотеку... Противопоставить всему жизнь в Боге. Как это сделать? Мне кажется, это самое сложное.
Чтобы стать для ребенка авторитетом, мне кажется, нужно проникнуть в его жизнь, разобраться в его проблемах, в том, чем он вообще живет. И жить его проблемами, но решать их не на одном с ребенком уровне, а как бы сверху, как взрослый.
Это я со своей колокольни говорю. У меня самой эта ступень "ребенок - взрослый" отсутствует, стирается этот порог, из-за этого, наверное, мне трудно работать воспитателем. Я не чувствую себя взрослой. Получается, что я для них старшая подруга, а не воспитатель.
Есть дети, которых тянет уйти из детского дома, жить той жизнью, которой "там" живут. Убегает, потом приходит, кается. Опять убегает. Мы помимо милиции сами ищем. Так не один год. Столько попыток было исправить, но ничего не получалось. Но это скорее исключение. Не все такие, есть хорошие дети, ради которых стоит тут жить.
Еще есть одна проблема. То, что возлагается на воспитателя в нашем детском доме, например, невозможно выполнить чисто физически. 24 часа работаем. По идее, воспитатель должен работать полдня - голова еще свежая. После обеда уже думаешь только, что нужно, чтобы он - ребенок - сделал уроки, пополдничал, поспал, погулял и все. Очень тяжело, даже если с выходными, даже если всего трое детей. Постоянно твой мозг находится в напряженной работе: нужно придумать, как детей занимать, чтобы им было интересно, чтобы они не бездельничали, чтобы их жизнь не была пролеживанием на диване.
Трудно, потому что живешь не своей жизнью, а жизнью детей. Если ты не определился, не готов всю жизнь именно этому посвятить, тогда тяжело.
Я как-то не определилась, наверное, поэтому бывает нелегко. А еще потому, что это воспринимается как работа. Когда работаешь, все-таки ждешь какого-то отдыха. Если это воспринять как служение, наверное, по-другому.
В семьях иначе. Там свои дети. Даже с братьями, сестрами: поиграл с ними, и все. Не отвечаешь за то, какими они вырастут. А когда ты воспитатель, то понимаешь, что все, что лежало на плечах твоей мамы, родственников, у которых дети, возлагается на тебя. Если вдуматься, это очень серьезно.
Конечно, у меня такого опыта нет, я не замужем и не знаю, что такое "находиться со своими детьми". Наверное, в семье одного воспитываешь - старшего - потом он уже помогает маме с остальными. А здесь старших детей самих воспитывать надо, чтобы научить их и тому, чтобы они помогали как-то с младшими. Хорошо было бы стремиться к устройству семейного детского дома.
Иногда хочется тишины, чтобы тебя не доставали с вопросами, на которые нужно дать ответ. Например, почему жизнь "такая": "Почему я живу здесь, в детском доме?", "Почему у меня нет мамы и папы?", "Почему у меня мама умерла, почему меня с собой не забрала?" Как на это ответить, я не знаю. Как это все объяснить? Ребенку нужны конкретные ответы.
А вообще, я их очень люблю. Если их любишь, с ними очень легко. Иногда, конечно, бывает и трудно, когда натворят они что-то просто потому, что ты за ними не усмотрела.
Чтобы работать воспитателем, нужно иметь образование: знать азы педагогики и психологии или иметь опыт в воспитании. Молодой человек не может быть воспитателем. Вот происходит какая-то ситуация и я начинаю выдумывать, как решить эту проблему, Америку открываю. А потом оказывается, что в учебнике это называется так-то и так-то.
Душа воспитателя должна быть устроена так, чтобы ребенок видел живой пример...
Воспитатель должен быть сдержанным: все эмоции - внутри. И если ты наказываешь ребенка, то внутри не должно быть этого "Ах ты, гад, сейчас я тебе!.." Воспитанным самому нужно быть, чтобы дети видели, как жить-то надо. И терпеливым. Но чтобы на шею не сели: нужно иметь такую жилку, чтобы знать, где короче поводок сделать, а где отпустить. Веселым желательно - это не воспитаешь. А сдержанность, терпение - все воспитывается. Это ступеньки к святости. Книга, которая поддержит, - "Поучения" Саввы Дорофея.
Есть, наверное, педагоги от Бога, которым и учится не нужно, которых Господь вразумляет. Но я таких не знаю".
Предлагаем обсудить статью на нашем форуме.
N.N., воспитатель детского дома
Сайт-журнал «Нескучный сад»