Добровольчество - детям-сиротам.
26.06.2005
По различным причинам в России появляется все больше детей, чье социальное становление происходит вне семьи - в детских домах, школах-интернатах и приютах. У этих детей горькое детство и, как правило, им не сладко приходится потом и во взрослой самостоятельной жизни. Они не умеют делать покупки в магазинах, готовить, планировать свой бюджет, не знают своих прав, главное - не знают, что такое семья. Всему этому их надо учить. Иными словами, адаптировать к жизни в обществе. Но как? За школьной партой? Как показывает опыт, этот способ не всегда самый эффективный. Поэтому создание условий для социальной и психологической адаптации детей-сирот - важнейшая задача, стоящая не только перед детскими домами и интернатами, но и перед обществом в целом.
Между тем психическое и социальное становление ребенка-сироты ("настоящего" или ставшего сиротой при живых, но лишенных прав родителях) существенно отличается от развития ребенка, живущего в нормальной, благополучной семье. У детей из интернатов и детских домов либо нет возможности перенимать социальный опыт родителей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер. Дети общаются с узким кругом взрослых, и это общение в целом смещено из сферы практической деятельности в сферу дисциплинарную. Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую потребность ребенка во внимании и доброжелательности. Тем более что и круг его сверстников тоже ограничен.
В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с этим миром и при этом сохранение своего собственного "я". К тому же в условиях детского дома или приюта у ребенка формируется особая позиция - позиция сироты, беспомощного и зависящего от всех и вся. С таким мироощущением, при почти полном отсутствии социального опыта молодой человек не сможет стать полноценным членом общества. Как заблудившемуся в лесу, ему нужен проводник, который вывел бы его в мир, указал дорогу во взрослую жизнь.
Такие проводники есть. Это - добровольцы, взрослые и дети, которые приходят в детские дома и приюты с самыми разными целями: помочь на кухне, посидеть с малышами, устроить концерт для старших. К добровольцам дети-сироты относятся совсем иначе, чем к воспитателям и педагогам. Последних дети воспринимают как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Добровольцы приходят "просто так", и это помогает детям оценить себя как личность: раз к ним приходят, значит, они такие же люди, как все. Обогащается их социальный опыт, появляется опыт общения с разными людьми, формируется терпимость к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение, расширяется круг друзей. Мир распахивается.
Такой опыт уже имеют, например, дети-сироты из мытищинской школы. Прошлой осенью ученики московской школы No1289 и сотрудники одного из московских банков добровольно решили помочь в работе на пришкольном участке. Потом были и обед, и концерт. Подобные акции проходят во многих городах, и в них уже нет ничего необычного - добровольцы и воспитанники социальных учреждений часто устраивают совместные мероприятия. Но как бы то ни было, воспитательный эффект, по мнению педагогов, чрезвычайно силен.
В каждом детском коллективе существуют позитивные и негативные силы - то, что педагоги называют "хорошими" и "трудными" детьми. Если ребенок оказывается под воздействием позитивных сил, он растет. В противном случае он теряет даже имеющиеся у него положительные данные. В детском коллективе, состоящим только из "кризисных" детей, то есть из детей уже хлебнувших лиха, неизбежно возникают трения, ссоры, драки. Педагогам трудно добиться положительных сдвигов в характере воспитанников. Развитию позитивных сил детского коллектива в значительной степени способствуют приходящие в детский дом добровольцы-дети из благополучных семей. В Краснодаре, например, педагоги разработали целую концепцию: подбирается команда детей из обычных семей, детей, желающих помочь своим сверстникам. Они проходят определенную подготовку, после чего их "вводят" в коллектив "кризисных" детей. И те, и другие все время вместе, во всех делах и играх. Чем сильнее команда "спасателей", тем быстрее происходит возвращение "трудных" детей в нормальное состояние.
Воспитать гражданина, который сможет жить в обществе, не травмируя остальных его членов - задача-минимум, стоящая перед детским домом, приютом или интернатом. Задача-максимум - выпустить в мир человека с активной жизненной позицией, готового и умеющего помогать тем, кто в помощи нуждается. Если эта задача выполняется, в будущем, безусловно, выигрывает общество, но уже в настоящем это помогает самому воспитаннику детского дома не чувствовать себя постоянно униженным и оскорбленным, достойным жалости изгоем общества. Ощутив свою нужность, ребенок или подросток поверит в себя, увидит в себе человека, такого же, как и те взрослые, которые помогают ему самому. Он научится творить добро и через это почувствует свою необходимость в этой жизни. Ведь многие детдомовские дети прямо говорят: "Если мы умрем, этого никто не заметит. Мы никому не нужны"... Помощь другому даст ощущение того, что и он, оказывается, личность, что и он может принести кому-то радость.
Петербургский детский дом. Здесь живут дети от 4 до 18 лет. Уже не первый год они ездят на праздники в Дом инвалидов с концертами и подарками, которые делают сами. Педагоги дома уверены, что эти визиты доставляют радость и идут на пользу и гостям, и хозяевам. Специалисты утверждают, что для детей в этом случае очень важен элемент добровольности. Но как добиться, чтобы те дети, которые испытывают нужду в самом необходимом, сами захотели помогать другим? В московском детском приюте "Дорога к дому" делают так: сначала собирают небольшую группу из наиболее подготовленных детей (это те, кто уже прожил в приюте некоторое время и их души уже удалось немного отогреть). Затем узнают адреса живущих неподалеку стариков и инвалидов. Как объяснили в приюте, помощь пожилым вызывает у детей наибольший интерес, вероятно, потому что рядом с беспомощным стариком, а тем более инвалидом, они начинают чувствовать себя сильными, самостоятельными людьми, почти взрослыми. Дети выполняют обычную и не слишком тяжелую работу - ходят в магазин, убирают квартиру, просто разговаривают со своими подопечными. На самом же деле это общение бесценно. А ощущения, которые они испытывают, получая благодарность за свои дела, столь волнующи и необычны, что их хочется пережить еще раз. По возвращении в приют начинаются рассказы взахлеб. Так к группе помощников присоединяются новые добровольцы.
Несколько лет назад в приют "Дорога к дому" попал один паренек - жалкий, бездомный и беспомощный. Саша приехал в Москву из Пензы, где после смерти родителей в результате каких-то махинаций лишился крыши над головой. Пожил в приюте, пообщался с воспитателями, с приходящими в приют добровольцами и поехал отстаивать свои права в Пензу. В приюте Саша появился вновь спустя 2-3 года. Спокойный, преисполненный чувства собственного достоинства. Он вернул себе родительский дом и живет там вместе с братом. Саша рассказал, что теперь он ходит по городу и собирает бездомных детей, приводит к себе домой, моет, переодевает, кормит. Некоторое время они живут у него, приучаются помогать по хозяйству. А потом Саша потихоньку начинает убеждать их перейти жить в интернат. Передав группу детей в интернат, он набирает следующую. Фактически, он создал свой приют, через который прошел уже не один десяток ребятишек, нашедшие здесь тепло и ласку.
В приюте у Саши даже побывал губернатор области. Обещал помочь..
По материалам Интернета.
|