Мы продолжаем разговор об использовании различных ресурсов общественными организациями. Наш прошлый материал «Ресурс - дело тонкое» был посвящен взаимодействию со СМИ. Сегодня - наши рассуждения о работе общественников с властью.
Итак, множество проблем возникает у общественных организаций при попытке проникновения в среду бизнеса, информации, но наибольшие затруднения вызывает власть. И мало кто понимает, как это важно. Ведь от взаимодействия с властными структурами зависит результат деятельности организации; иными словами, от умягчения чиновничьих сердец зависит, качество и быстрота изменения ситуации социальных групп, находящихся в вашем попечении.
Взаимодействие с властью может осуществляться 4 путями.
1 путь - напролом. Идти, обличать, призывать, требовать, указывать, настраивать, ужесточать. Чаще всего чиновничья пищеварительная система в ответ на такое влияние выдает результат в виде бесконечных записок, отчетов, писем, показателей, статистики. Это конец - система перед вами закрывается.
Результата для социальных групп нет.
2 путь - система партнерских, договорных отношений между властью и общественной организацией. Он значительно отличается от предыдущего, т. к. создает новые комфортные условия для общественника. Но в конечном итоге этот пункт приводит к декларативным отношениям по принципу: ты - мне, я - тебе. Такой образ отношений ставит общественника в зависимость от власти, хотя и открывает некоторые возможности для деятельности.
Изменения для жизни социальных групп минимальные.
3 путь наиболее эффективный по сравнению с предыдущими. Его суть состоит в поиске среди чиновников людей, способных перестроиться, проникнуться нуждами других, стать «внештатными добровольцами» организации. Путь сложный, т. к. надо проявлять максимальное терпение, изобретательность, наблюдательность и изощренность, чтобы высмотреть того, с кем в дальнейшем можно делать общее дело.
Как это можно увидеть?
1. На совместных культурных мероприятиях, например, концертах у детей-сирот, больнице. Заметить, как меняется лицо человека от соприкосновения с прекрасным, от того, что нечто задело струны его души.
2. С помощью информационного посыла, т. е. предлагая человеку или группе людей ознакомиться с некой проблемой, способами и результатами ее решения. Родственная душа обязательно откликнется.
Это творческий путь, который может занять месяцы, а то и год. Но получив в союзники родственную, сострадательную душу, можно сделать большой прорыв в совместных делах милосердия.
4 путь - делай дело, и будь, что будет. Самый сложный путь из всех вышеперечисленных. Нужно будет уметь терпеть долгое время и сносить непонимание общества и т. д. Сущность пути заключается в том, что организация качественно делает свое дело, становится по-хорошему известной, незапятнанной, продуктивно работает с информационным ресурсом, имеет значительный общественно признанный результат. И здесь компонент взаимодействия с властью становится безболезненным и беспрепятственным. Статус и уровень организации таков, что чаще всего чиновничья среда не отказывается от участия в ее делах, мало того, идет на это с удовольствием и открыто позиционирует себя на фоне данной организации. Чиновникам это приятно.
О чем забывают те, кто идет этими 4-мя путями?
Нужно постоянно работать с информацией, с ее подачей в среды взаимодействия.
Например, вестник Социального центра «Попечение» (г. Петрозаводск) регулярно попадает на столы Губернатора Республики, Главы местного самоуправления, министров и проч. Сегодня время PR, поэтому наличие печатного органа очень сильно увеличивает шансы организации в организации полноценного сотрудничества с властными структурами. У многих чиновников есть щекотливая потребность появиться в СМИ, это увеличивает их желание быть полезным делу, что не плохо.
Часто говорят: «Мы работаем не славы ради, а дела для». На это можно ответить: лучше хорошая слава о делах, чем неизвестные дела, потому что первое - это корень для будущего древа, чьи плоды - последующие добрые дела. Помните об этом.
В следующей статье мы рассмотрим проблему взаимодействия общественных организаций с бизнесом.
Александр Гезалов,
Председатель КРОМО «Равновесие»,
консультант центра «Попечение»