КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

О бездомных замолвлю я слово

09.04.2010

Разделы:

Интервью с Александром ГЕЗАЛОВЫМ, председателем КРОМО «Равновесие»

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ

Корр.-Почему в современной России так много бездомных и что с ними делать?

Гезалов -Поблема обострилась из-за серьезных духовных трансформаций, произошедших со страной и людьми, хотя до революции были бездомные, а во времена СССР даже была статья за бродяжничество, известным бродяжником был Иосиф Бродский. В современном обществе считается, что бездомные - это изгои, которые сами виноваты в своем положении и поэтому сами должны выбираться из ямы. Такое же отношение власти к бездомным, нет ни одной серьезной программы, которая создавала бы условия выхода со дна. Самое большее, на что общество способно - поддерживать бездомных в существующем состоянии, что делает и наша организации КРОМО «Равновесие» и Центр «Попечение»: мы кормим около 150 бездомных. Но современных бездомных нужно не просто кормить, одевать и давать работу, а заниматься серьезной профилактикой, а для этого нужны фундаментальные технологии, но в конечном итоге все упирается в профилактику кризисных семей. Если сегодня государство не будет заниматься семьями, мы постоянно будем получать приток новых бездомных, а очередные визги против ювенальной юстиции говорят о том, что никто проблемными семьями заниматься не будет...

Корр.-Почему?

Гезалов -Потому что нужно идти в проблемные семьи и тогда не будет повода лишний раз заявить, что нарушаются права детей. Во времена Иоанна Кронштадтского люди были бедными, но были богатые духом, а сейчас люди богатые - бедные духом и бедные - бедные духом. Когда спрашиваешь бездомного, для чего он живет, он отвечает: чтобы умереть.

Корр.-Как современное общество может помогать бездомным?

Гезалов - Работа по адаптации бездомных может быть очень эффективной только в случае объединения усилий государства, общества и церкви. Но сейчас эта симфония отсутствует, потому что государство не может и не хочет заниматься данной категорией граждан. Возьмите любой дом ночного пребывания, из персонала там только директор, заместитель, специалист, сотрудник милиции и медсестра, у которой в аптечке две таблетки: одна от головы, другая тоже от головы и сплошная нищета, скопище алкашей, которые по ночам напиваются до поросячьего визга. Я одиннадцать лет занимаюсь этой темой и вижу, что за это время практически ничего не изменилось.

Корр.-А если вместо обычных ночлежек создавать работные дома, какие создавал Иоанн Кронштадтский, сможет ли это изменить ситуацию?

Гезалов -Работные дома нужны, но тогда большая часть бездомных перекочует в эти дома, а что будут делать дети, когда их родители будут находиться там?! Во времена Иоанна Кронштадтского люди были другими, и бездомные были другими, не ущербно-больными, как сейчас. Бездомные того времени - это крестьяне, по разным причинам ставшие бездомными, но при этом они были верующими, не совершали преступлений, знали, что не получат милостыни. Современный подход к этой проблеме включает в себя следующие этапы: из домов ночного пребывания нужно сделать центры информации, профилактики и реабилитации, где с бездомными будут заниматься психологи, конфликтологи, священники. В этих центрах можно будет пройти профессиональную переориентацию, потому что бездомные - это люди с низкооплачиваемой профессией, среди них крайне редко встречаются профессора, и таких людям нужно давать востребованную профессию. После этих профилактических мер, в течение двух лет должен осуществляться патронаж над бездомным, чтобы они обратно не опустились. Это очень простая схема.

ОТЕЧЕСТВО ЛАМПЫ

Корр.-Но почему эта простая схема не работает до сих пор?

Гезалов -Потому что государству бездомными легче управлять. Но государство - это мы, а мы сейчас - рабы лампы и произошло это из-за сильного разделения между бедными и олигархами, чиновниками, бандитами. Разве олигархи, чиновники, бандиты помогают бездомным?! Ближнему помогают люди, которые сами находятся в непростой ситуации. А бедного никто не будет слушать, а уж тем более бедный не сможет лоббировать интересы бездомных во власти, потому что для этого необходимо стать или депутатом, или известным общественным деятелем, либо чтобы кто-то поддержал. А если человек в простой рубахе придет к Госдуме, ему слова сказать не дадут, морду набьют свои же. На телевидении с этой темой тоже не пропустят, там шоу, танцы со звездами, аншлаги, а эта тема не рейтинговая и неинтересная. Как быть в данной ситуации?! Нужно понимать, что в системе работы с бездомными нужно отстаивать их права мирно, а не бороться с ветряной мельницей по имени государство. Можно прийти и вручить сотруднице ночлежки на восьмое марта цветы и коробку конфет, от этого государству будет лучше, нужно стимулировать социальных и государственных работников, потому что это тоже люди и от них многое зависит. Нужно уметь выслушивать, понять, отнестись не как к чиновнику, а как к человеку.

Корр.-Если человек решил организовать работу с бездомными, к какому конкретному чиновнику нужно обращаться за помощью?

Гезалов -В местной администрации каждого региона есть ключевая фигура - руководитель департамента социального развития города и с ним надо встречаться и решать ситуацию сообща, но если чиновник не понимает важности проблемы, то тогда писать про него в газетах, всячески взывать к совести, но при этом тебя не будут любить свои же ближние. Но если ты совершаешь подвиг ради людей и Бога, тогда уже не страшно. В этом деле важно уметь состыковывать несостыкующиеся точки - МВД, Минсоцздрав, граждан, СМИ, бизнес и тогда появится результат. В этом деле деньги не все решают.

GO HOME ИЗ МОСКВЫ

Корр.-Кто он - современный бездомный?

Гезалов -Это человек, приехавший в Москву за большими деньгами, но не выдержавший столичной жизни и опустившийся на дно, но обратно он не возвращается из-за страха общественного мнения, потому что в провинции существует стереотип: если человек уехал в Москву и не смог устроиться, он неудачник. Если человек едет в Москву, он должен быть готов к тому, что спрос с него здесь будет гораздо больше. Сейчас нужно взывать к людям, чтобы они не уезжали из провинции и создавать специальные программы под названием GO HOME ИЗ МОСКВЫ, объяснять, что Москва - не для людей, а сама для себя и ее очарование иллюзорно. Также очень часто люди становятся бездомными в сорокалетнем возрасте, когда понимают, что в этой жизни многого не успели, начинают пить и, в конце концов, все заканчивается подворотней. Поэтому в этой жизни надо найти дело, помогать нуждающимся, восстанавливать монастыри, жить насыщенной жизнью. Если только жить в кругу работа - дом, обязательно возникнет кризис, потому что жизнь не исчерпывается материальными благами. Мне нравиться фильм «Приключение барона Мюнхгаузена» с Олегом Янковским в главной роли, когда он в конце забирается на лестницу, при этом еще и поет. В этом главный смысл нашей жизни: человек осознанно совершает подвиг, идет на свою жизненную Голгофу, но при этом улыбается и не впадает в уныние. А мы хотим сладко жить, спать, чтобы было не хуже, чем у соседа, и ведро мусорное лучше и трава зеленее. Но в этой жизни нужно состояться, реализоваться до того, как идти наверх.

Корр.-А почему сейчас мало людей, готовых идти на подвиг ради других?

Гезалов - Потому что сейчас нет личностей, Иоаннов Кронштадтских, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...». Буйный - это значит сильный духом человек, который может одним взглядом повести за собой других. У буйного шапка не держится на голове, грязные ногти на пальцах, он не думает о том, как выглядит, потому что одно дело, когда лощеный человек, прикрывая лицо, говорит о том, что будет помогать, а другое дело, когда человек берет бездомного за руку и помогает. Буйный - это человек, который правильно помогает. Сейчас очень много эмоционального, дикого, аллюрного добровольчества: рванули, побежали, сломались, а буйный человек точечно помогает, занимается одной темой, в этом есть его буйство. Но при этом он обязательно должен образовываться, изучать технологии, приобретать новые навыки и не быть конфликтным, искать партнерства и уметь договариваться. У нас добровольцы готовы устраивать танцы - пляски в детдомах, акции против ювенальной юстиции, вместо того, чтобы реально помогать нуждающимся, перебинтовать раны, кормить, обувать, ведь когда мы придем к Богу, и Он спросит нас, чем занимались, мы ответим, что провели двадцать пять акций против ювенальной юстиции, а Бог на это скажет: «Молодцы, идите и проживите еще семь миллионов лет без Меня».

РОМАШКИ, НАТАШКИ И НЕРЗЕН ДЕ БОРДО

Корр.-Стоит ли подавать бездомным на улице?

Гезалов - Лучше найти храм, который занимается бездомными или общественную организацию, как, «Курский вокзал - бездомные дети» и через эти структуры действовать. А у нас подадут на улице и прошепчут: «Господи, тайна сия велика есть». Да никакой тайны нет! Бог увидел, как на твою подачку бомж выпил «Ромашку» или «Наташку», и с этой «Наташки» окочурился. Верующим не все в платочек нужно засовывать лицо, а начать задумываться о последствиях своих поступков. Если человек в инвалидной коляске, с костылями, или мальчик просят пятьдесят копеек, то это однозначно уличная мафия и если мы даем им деньги, значит, подкармливаем уличную систему и только за счет нас она до сих пор существует. В Польше была проведена программа: люди перестали подавать бездомным и все попрошайки сразу исчезли с улиц, поняв, что надо идти работать, а мы, русские подадим, мы добрые. Если калека выставил ладошку, значит, он может работать, если он ничего выставить не может, тогда нужно положить ему в рот конфету, печенье, налить макароны с тушенкой, а все остальное - за государством.

Я был во Франции и видел, как там живут бездомные. Во-первых, там бездомным платят пособия около двухсот пятидесяти евро в месяц, и ночлежные дома кардинально отличаются от наших. В наших - тридцать человек вповалку валяются на полу во вшах, тараканах, а французские бомжи живут в совершенно других условиях: в стенах ночлежек проделаны отсеки и в этих отсеках люди спят, не соприкасаясь друг с другом. Во - вторых, французские бездомные имеют возможность мыться в социальных банях, получать питание. А парижские бомжи - это вообще Робин Гуды, сами выбравшие этот путь: они обычно ночуют на картонках под открытым небом, а с утра идут по своим делам, а наши «Наташи» набухались и не встают. Во Франции бомжи тоже пьют, но не ту гадость, на которой зарабатывают наши ларьки и аптеки, во Франции все-таки культурный момент в головах присутствует, поэтому там бездомные выпьют Нерзен де Бордо и валяются под Эйфелевой башней. А у нас процентов десять Робин Гудов, а остальные - люди, выпавшие из нормальной жизни и нуждающиеся в поддержке. Но наше государство вместо того, чтобы поддержать, наоборот нападает на бездомных с мигалками и дубинами, а разве при таком отношении у бездомных может проснуться воля к победе?! Поэтому мы до сих пор и хлебаем щи лаптями.

Елена Тюлькина специально для сайта ТОЛК И ПОЛЬЗА

Сиротинка РУ

Читайте также:





Кормление бездомных















Артист.



Молитва.



Настоящий TREND



Общение со священником



Кормление






Иерей Григорий Михневич подносит еду



У автобуса кормления бездомных.



Слабые мужчины тоже люди