КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

«Желтая подводная лодка» спасет детдомовцев

13.03.2009

Разделы:

Ссылки:

Скопировано с сайта Милосердие.ру

Карельская Региональная Общественно-молодежная организация «Равновесие» завершает работу над новым общероссийским проектом "Клуб успешных выпускников детских домов России" - "Желтая подводная лодка". Проект направлен на помощь сиротам - выпускникам детских домов в их социальной адаптации. В чем состоят проблемы бывших детдомовцев и как их решать нам рассказал один из авторов проекта Александр Гезалов.

Они не дебилы

- Александр, какая главная проблема для выпускников детских домов?

- Это проблема иждивения, она очень остра именно при выходе из детского дома. Потому что, приобретя навык безвозмездно пользоваться ресурсами государства, частных лиц и организаций, молодой человек соприкасаясь с новым миром, с новой средой обитания, не готов противостоять тем, казалось бы, благам, которые на него наваливаются. Допустим, он получает, пособие, которое затем бездарно куда-нибудь растрачивает. Он получает какие-то дополнительные социальные гарантии на питание, жилье и получение образования. В вуз он может поступить со всеми тройками, но часто даже и этого он не делает. Поэтому 96% детей поступают в ПТУ. А в ПТУ не надо учиться, достаточно там числиться. В итоге они выходят оттуда никакими специалистами, а уже поступить в высшее учебное заведение не хватает ни сил, ни средств, ни жажды новых знаний. И когда ему наступает 23 года, «госкормушка» захлопывается и он вдруг понимает, что время ушло и статуса сироты у него больше нет. И соответственно, возникают новые трудности. Дай Бог, чтобы он в армию пошел. Но их здоровье чаще всего такое, что процентов 50-60 для армии непригодно.

- О каких конкретно трудностях вы говорите?

- Во-первых, большинство из них очень инфантильны. У них нет необходимых навыков общения, они зажаты, не способны сделать само-презентацию при поступлении на работу, у них низкий уровень образования. Выпускник, который вышел, например, в 17 лет, уровень его развития находится на уровне 12-ти лет. Представляете, ребенок, который вышел в мир в 12 лет?

Каким образом он может в 12 лет начать противостоять трудностям? Ну и самый главный момент, наверное, это неумение пользоваться теми ресурсами, которые предоставляет государство. Те пособия, которые они получает, а при выходе он может получить и 30, и 60 тысяч рублей, они их растрачивают совершенно не понятно куда. На покупки каких-то безделушек, подарки друзьям, товарищам, знакомым. Один мальчик, в одном деревенском детском доме купил всей деревне на свое пособие сотовые телефоны. А в этой деревне сотовой связи нет. Вот такой «безбашенный» поступок, а деньги, получается, он уже растратил. Вот каким образом в них закладывать умение дорожить тем, что есть, умение налаживать коммуникативные связи и ставить цель. У них нет в жизни цели.

- Почему их не учат этому в детском доме?

- Потому что система как таковая не нацелена на то, чтобы ребенку определять цели. Она нацелена на его содержание. Свои функции детский дом выполняет хорошо, будем прямо говорить. Но вот функции его дальнейшей адаптации, социализации в будущем нет. Или это идет имитация какая-то, ну, например, приготовить, постирать носки. Но все-таки основное, это закладка, в том числе, и нравственных основ. Почему они очень подвержены попаданию во всякие криминальные группировки? Потому что нравственная база у них очень низкая. Они не понимают, что совершить преступление, это, на самом деле, преступить закон. Часто в детских домах дети совершают преступление и не несут никаких наказаний. Наказание несет директор детского дома. Привыкнув к этому и выходя на улицу и совершая более тяжкие преступления они так и не понимают, (даже в СИЗО!), за что их туда посадили. Я очень часто там бываю, и они говорят: «Вот я же когда в детдоме был, мне за это ничего не было, а теперь мне за это сидеть...». Все правильно, ведь наступило время ответственности, а это им очень трудно понять.

- Вы говорите о них, как о дебилах.

- Они не дебилы. К ним больше подходит определение: люди с ограниченными возможностями. Есть люди у которых нет рук или ног. А у этих нет вот такого важного концептуального компонента, как умение интегрироваться в общество из стен государственного сиротского учреждения. Нет навыка обычной для всех нас жизни. Пример. У меня не было сумки хорошей. У меня была какая-то старая сумка. Я взял её, зашил, перешил и с ней ходил. То есть я научился, я стремился к чему-то.

Вот этого стремления у выпускников детских домов нет напрочь. Они раздаривают вещи, они обмениваются, они отдают, они пускают в квартиру нетзвестно кого. Потом там ставят железные двери и их выгоняют их. Вот у одной девочки было. Я её спрашиваю: «Ты почему дома не живешь?», она говорит: «А меня выгнали, у меня ключи отобрали. Там живут какие-то таджики». Я говорю: «А ты - то где?». Она говорит: «А я живу у подруги.» Я ей говорю: «Ты в своем уме?». Ну, мы помогли их выгнать, и она сейчас живет у себя. У нас у одного мальчика детдомовского, узнали, что он получил квартиру однокомнатную. Каким-то образом заставили на другое лицо ее переписать. А потом убили и изуродовали так, что его никто не узнал. 17 лет ему было.

- Нужно ли разделять по трудностям выпускников-мальчиков и девочек?

- Обязательно. Проблема мальчиков - это склонность к каким-то переделкам, а у девочек - беременность и ребенок на руках. Буквально через год, они рожают детей. У нас в Карелии, например, есть клуб выпускниц детских домов. Туда входит 25 девочек. У нас таких 4 случая из 25. И перед ними стоят проблемы выживания уже вместе с ребенком.

Потому что работы нет, жилья нет, родственной поддержки нет, а образование - ПТУ или вообще нет образования. А папа ребенка - таджик, который бросил ее и уехал на родину.

- А священство у вас, в Карелии, окормляет детские дома?

- Да, они окормляют. И когда выходят выпускники из детского дома, мы говорим им: «Ребята, возникла трудная ситуация, которую не можете решить сами - не спрашивайте соседа по кровати. Пойдите к нам, к священнику, в храм придите. Священник плохого не посоветует».

Сейчас у нас, например, есть телефон доверия, по которому они могут решить какой-то жизненно важный вопрос или договориться о крещении. Кстати, на телефоне дежурит не выпускник детского дома. На самом деле, вопросы-то банальные. Но главное, что они поддержку получают.

Упорство, терпение, смирение, коммуникабельность

- Сколько процентов выпускников детских домов по вашим данным уходят в криминальный мир?

- Тут есть два компонента. Большое количество детей, до 70%, поучаствовали в каких-то криминальных ситуациях, т.е. побыли в следственном изоляторе, пообщались со следователями. Если же говорить о 50-60%, которые в итоге оказываются за решеткой, то это случается по одной простой причине. Наступает такой момент в жизни детдомовского ребенка, когда нужно совершать какой-то поступок. Либо вгрызаться в учебу, одновременно работать и получать образование. Либо пойти по очень простому пути, совершить преступление и опять оказаться на государственной баланде. К сожалению, вот этот второй путь очень часто более близок, более привлекателен, более вероятный. А когда ребенок оступился - дальше уже идет по накатанной. И очень важный момент, который я хотел бы сказать: когда я был детдомовским, меня не любили за то, что я детдомовский. Когда я стал успешным, меня стали не любить за то, что я стал успешным, потому что был детдомовским. В нашей стране, к сожалению, успешность выпускника детского дома - это нонсенс.

Проблема, на самом деле, очень серьезная, потому что если бы государство и общество помогало детям из детских домов состояться в жизни, то процент преступников среди детей-сирот был бы гораздо ниже.

- Можете ли вы привести примеры успешных людей, вышедших из стен детского дома? Справившихся с жизненными трудностями, получивших образование, занявших некоторое положение в обществе, работающих, создающих семью и т.д.

- Вообще процент успешных выпускников равен примерно восьми. Остальные либо находятся в исправительных учреждениях, либо закопаны в сырую землю. Положительный пример - отца Григория Михневича, нашего священника. Он закончил музыкальное училище, когда вышел из детского дома. Хотя это в сиротской среде не котируется. А ведь их вышло из детского дома 14 ребят, но до 39 лет дожил он один. Остальных на свете уже нет. А он теперь - руководитель клуба успешных выпускников детдомов в Карелии. Потому что духовный момент тоже очень важен для ребенка-сироты. При наличии нормальной материальной стороны духовная составляющая в детских домах, к сожалению, утрачивается.

- Вы сказали, что в среде детдомовцев не котируется развивать в себе творческое начало?

- А кто тобой будет заниматься? Там же только музыкальный работник есть, который организует праздники и всё. Это мама может отвести ребенка в музыкальную школу, на какие-то курсы, заплатить за это. А кто отведет ребенка-сироту? Кому это нужно? Но вопреки этому отец Григорий стал музыкантом по классу гитары и фортепиано. И благодаря всего лишь одной музыке смог преодолеть те трудности, с которыми сталкивался. Все это время он учился играть на инструменте, он тренировался, он занимался и т.д. То есть он проявлял упорство, терпение, смирение. У ребенка-сироты должно быть занятие, которое формирует эти качества. А заодно умение ладить в коллективе, умению быть на публике.

Еще пример. У нас в клубе успешных выпускников детдомов есть диакон Дионисий Бетарашвили - тоже выпускник детского дома. Он поставил перед собой задачу стать священнослужителем. До этого статуса диакона он тоже шел таким путем. Он интересовался церквями, монастырями, жизнью святых и т.д. Есть, например, Алик Гульханов, он в Москве живет. Мастер спорта по рукопашному бою. И сейчас сам занимается с выпускниками детских домов, тренирует их. Есть успешные бизнесмены. Но они не очень любят афишировать свое детдомовское прошлое. Поэтому людей, которые бы вышли из детского дома, стали успешными бизнесменами и хотели бы нам помогать, я практически не знаю. Видимо есть какой-то переломный момент, когда, став уже успешным бизнесменом, не хочется, чтобы в бизнес-сообществе знали, что ты из детского дома.

- Хочется быстрее об этом забыть?

- Конечно, и это можно понять, с одной стороны. Но с другой стороны, есть такой успешный юрист Наиль Шамсутдинов. Он прошел детский дом и не стесняется вспоминать об этом. Он помогает сиротам Москвы в решении юридических вопросов по жилью и т.д. И то, что ребенок из детского дома, уже состоявшийся, успешный, может не стесняясь говорить об этом, говорит, что он очень над собой высоко поднялся. Это говорит о духовном каком-то содержании. Тот же отец Григорий очень часто, когда куда-то приходит, говорит, что я сейчас священник, но когда-то был детдомовским мальчиком, как и вы. И так случилось, что пройдя этот путь, хотя большинства товарищей уже нет в живых, смог преодолеть все трудности.

Идеал против халявы

- В чем суть проекта «Желтая подводная лодка»?

- На самом деле наша «лодка» больше похожа на Ноев Ковчег. Это некая среда, которой ребятам не хватает и где выпускник детского дома был бы среди таких же как он, но уже состоявшихся людей. Этих ребят можно спасти, заведя в Ноев Ковчег.

На подводной лодке 80% людей - это матросы. Это люди, которые исполняют какие-то простые обязанности. А есть еще офицеры. Вот эти офицеры как раз показывают, что выпускник детского дома может быть успешным, обязан быть успешным. Не обязательно ему идти в криминальную среду, если он способен преодолеть все трудности, глядя на некий портрет, некий образ человека, который с ними справился.

- На идеал?

- Да. Потому что смотреть на тетеньку, которая умеет готовить щи дома, это одно. А смотреть на выпускника, который прошел весь этот путь и все умеет, совсем другое. Вот я, например, умею все, практически. И готовить, и убирать, и шить, и стирать, и ботинки зашить и т.д. Почему? Потому что жизнь заставила меня это сделать. Надо, чтобы выпускник детского дома осознавал, что если ты столкнулся с трудностями, то не надо паниковать и бросаться в крайности. Не надо обвинять государство, родителей, общество. А спокойно воспринимая это, идти вперед, наметив себе цель. Вот этого у выпускников детского дома нет. И вот они варятся, варятся, варятся, их все обхаживают, по головке гладят, а потом эта руку убирают, которой по головке гладили, и ... они кончают жизнь самоубийством, например. Как та девочка, которая повесилась в парке на шарфике. За день до того, как выйти из детского дома во взрослую жизнь, где ее ждали трудности, а она не знала, как с ними справиться.

Поэтому важно, чтобы рядом с ними оказались люди, которые зная о проблемах этого ребенка, ни залюбили его до смерти, ни загладили его до лысины, а грамотно, взяв за руку, поддержали, подсказали и сделали так, чтобы он смог, преодолев эти трудности, самостоятельно пойти дальше. Предложили ему некую этапность действий. В нашей подводной лодке на сегодняшний день всего несколько человек: два священника и я. Пока трое, а там где трое, там будет и больше. Мы только начинаем. В Интернете я так же нашел людей, которые готовы участвовать в нашем проекте. На сегодняшний момент их 6-7. Вот будем считать, что нас около 10 человек. Но мы только начинаем. Я думаю, что люди, которые хотят помочь, они подключаться, а выпускники, которые захотят, чтобы дети справились с трудностями, надеюсь, еще к нам придут.

- И что вы делаете?

- Члены нашего экипажа - священник и я, - приходим в детские дома, проводим с детьми беседы, встречи. Если нужно какой-то вопрос юридический решить, допустим, оформить иск к администрации города по решению вопроса жилья, мы подтягиваем юриста знакомого. Но основное - то, что к ним приходят их соплеменники, люди, которые были в детском доме, и простым, доступным языком говорят о тех трудностях, с которыми они столкнутся.

- Но ведь одно дело беседа, а другое - помещение их в среду нормальной адаптации. Вот здесь что у вас планируется?

- Проблема как раз в том, что детям потом некуда деться. Все-таки основное, что мы должны заложить в их головы во время этих бесед, чтобы они шли учиться и учились там, куда они поступают. Они же потом убегают, они там не учатся. Они считают, что это опять какая-то халява-развлекуха. Я, как ни приду в детский дом, спрашиваю, у девочки, например, почему не учишься. Она мне: «Да чё мне там делать. Да зачем это мне надо?». Она не понимает, что когда-то это кончится, что наступит время, когда нужно будет принимать ответственное решение. Я говорю им: «Учишься - живи там, в общежитии, ходи на тренировки, ходи в библиотеку, ходи туда, сюда. Но не приходи в детский дом, не тусуйся здесь, не продолжай детдомовскую жизнь». Здесь важно заложить в нее желание учиться.

Вот я сейчас готовлюсь выступать в детском доме здесь, под Москвой. Я начну с того, что покажу им ролик, как мы открываем школу в тюрьме. А у нас еще и в СИЗО открыт класс. И скажу: ребята вот путь людей, которые шли сами, своей волей, к тому, чтобы они оказались в ИК или в следственном изоляторе. Что сделать, чтобы не встать на этот путь?

К сожалению, это самое действенное. Объяснять на пальцах бесполезно. Пока ты не покажешь зэков-бугаев, которые сидели за партой... а ты будешь рядом сидеть, ты будешь такой же. Только тебя там будут пользовать, по одной простой причине, что ты в этой жизни для себя ничего не сделал. Ты не учился хорошо, ты мотался по городу, ты бегал автостопом, ты не работал. Я вот когда учился, то работал на нескольких работах, потому что понимал, что пособие завтра кончится, завтра меня по голове перестанут гладить.

- У вас была воля выжить. Ею только 10% обладают.

- Да, согласен. Но в принципе, там не все плохие дети. Главное, чтобы был пример. Я не хочу сказать, что должна быть картина или икона, на которой стоит отец Григорий или Гезалов и говорят - делай вот так или так. Но надо создать этот образ успешного выпускника детского дома, его в Интернете нет. Есть сайт, который фиксирует, что вот Садальский был успешным выпускником, Русланова, Александр Матросов, Астафьев, Приставкин и т.д. Но дети об этом не знают. Кто такой Астафьев? А вот тут, рядом, тоже выпускник, и вот он теперь священник. Вот он окормляет, вот он венчает, встречает, тут же отпевает, хоронит - полный цикл. Войдите в этот цикл и живите в нем, пока вас не отпоют.

Алексей РЕУТСКИЙ



Читайте также: