КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

О нас в КМ: Русская душа.

15.05.2008

Разделы:

Ссылки:

В детдоме было страшно: днем били воспитатели, ночью - старшие «коллеги»

Эксклюзивный материал специального корреспондента KM.RU Марии Лапиной

Саша Гезалов перебирал документы, доставшиеся ему в наследство от детства, которое у него украли. Среди огромного количества справок и квитанций затаился помятый бумажный листок, давно пожелтевший от времени. На мятых строках той корявой записки материнской рукой был написан его приговор: «Отказываюсь от сына, потому что не могу...». Если бы тогда у новорожденного мальчика был адвокат, способный уберечь его от долгих 16 лет скитаний и заточения в детских домах, то сейчас Саше не предстояла бы встреча с прокурором, уже готовым упечь его во взрослую тюрьму пожизненно только за то, что он сирота.

Черно-белое детство

Многим детям из благополучных семей не понять проблемы сироты. Сладкие цветные сны и сахарная вата по выходным в зоопарке были немыслимы даже в самых сокровенных мечтах Саши. Детство было черно-белым, как испорченный негатив...

Максимум что доставалось маленькому Саше, так это карамелька, которую он протыкал спичкой, чтобы она была похожа не леденец.

Каждый день ребятня из детского дома в грязной продранной одежде стояла около рыночного забора, жалобно поглядывая на прохожих. Незнакомые люди пихали детям в карманы семечки, конфеты, соленые огурцы. В дальнейшем именно такая «добыча» помогала сиротам выжить.

Но став взрослее, уже от других прохожих Саша часто слышал насмешку в свой адрес - «инкубаторский». Она летела в след каждому детдомовскому ребенку и больно вонзалось в спину, будто шальная пуля. Иногда Саше казалось, что сторонние люди чуяли сирот за версту.

«Детский дом - модель будущей армейской или тюремной жизни»

Между добром и злом существует тонкая невидимая черта, по которой неуверенными шажками и бредет ребенок, выросший в детском доме. В какую сторону подует ветер - в ту сторону и склонится обездоленная сиротская душа. Чем больше злобы и жестокости в системе воспитания брошенных детей, тем сильнее черствеют их сердца. Не стоит строго судить таких ребят, ведь они всего лишь жертвы системы.

Большинство воспитанников детского дома заканчивали и заканчивают свою жизнь за решеткой. Несколько раз в малолетстве Сашу пытались посадить в тюрьму, но сколько бы раз директор интерната ни ходила в милицию с заявлениями, дела детдомовских детей всегда закрывали. Часто в интернат наведывались бывшие воспитанники, которые уже успели побывать на зоне. Они рассказывали детям о тягостях и условиях жизни за решеткой, так сказать, делились опытом, а те сидели и наматывали эти сведения на ус.

«Редко когда ночью в детском доме не совершались всякие экзекуции. Я всегда ждал ночь со страхом. На день нам всегда давалось задание: достать 20 копеек (тогда приличная сумма) для старших. Воровали все. Если не принес оговоренную сумму, ночью тебя судили... Все рассаживались по своим местам и начинался «процесс». Старшие играли в «судебную систему», а мы ждали приговор. Нам, как на настоящем суде, предоставлялось последнее слово, во время которого мы клятвенно обещали принести деньги. Нам отвечали: когда принесете, тогда и простим», - писал Александр Гезалов в своей книге «Соленое детство».

Наказания были суровыми - днем от воспитателей, ночью от старших. В детстве воспитатели или, как подростки их называли за глаза, «воспы» заставляли малышей стоять на коленках на просыпанном зерне, детей постарше били ногами и старались побольней ударить каблуком. Издевательству подвергалось все - работа, учеба, детские желания.

Вдоволь наработавшись на каторгах детских домов, выпускники уже не хотели зарабатывать на жизнь праведным путем. Проще своровать и отправиться в тюрьму, там хоть кормят бесплатно...

Младшего брата Саши Гезалова держали в другом детском доме. Тогда родственников старались помещать в разные места, потому что считалось, что они могут создать клан. Сейчас брат уже взрослый, за плечами 10 лет тюрьмы, а впереди ничего... После детского дома он не смог справиться с рулевым управлением, который называется «свобода», и попал за решетку.

«Встреча с Кларой Лучко перевернула всю мою жизнь»

Саша Гезалов вырос иным, не похожим на озлобленных детдомовских волчат, которые старались жить по законам жестокого мира, отрывая кусок там, где он плохо лежит.

После детского дома Александра отправили в ПТУ с чемоданом, в котором лежала всего одна рубашка и двое трусов.

После ПТУ была служба в армии - на атомной подводной лодке. А дальше идти было некуда. В поезде «Мурманск - Москва» он увидел газету, в котором было объявление о том, что Петрозаводское училище культуры предоставляет своим студентам общежитие. Александр не задумываясь спрыгнул с уже отходящего от платформы поезда. Когда обучение закончилось, молодого человека выгнали из общежития. Александр снова стал скитальцем. Жил и работал там, где придется: продавцом в ларьке, охранником на оптовой базе, администратором в филармонии. Однажды ему пришлось организовывать гастроли Клары Лучко в Петрозаводске. За несколько часов задушевных разговоров актриса перевернула всю его жизнь, убедив молодого человека написать о себе книгу и заняться сиротами. Клара Лучко поверила в Александра и подарила ему веру в себя...

Молодой человек стал часто наведываться в детские дома, встречаться со СМИ. Все, с кем он виделся, старались отговорить его от нелепой затеи. Люди удивленно смотрели на Александра и наивно интересовались его образованием. А он им отвечал, что все его образование - детский дом.

Основанная им организация - КРОМО «Равновесие» давно заявила о себе как серьезная и порядочная структура. А ведь не так давно у нее не было ни офиса, ни телефона, ни статуса. Было только желание работать и помогать обездоленным...

В Карелии Александра часто называют Остапом Бендером за умение придумывать комбинации, которые в конечном счете сделают кому-то жизнь лучше, будь это сирота, заключенный, бездомный, одинокий старик или смертельно больной ребенок. Для себя у Александра нет ничего. Он живет в маленькой шестиметровой комнатке в одном из карельских интернатов, и каждый день его расписан по минутам.

Деятельность Александра началась с помощи выпускникам детским домов. Сирот было необходимо научить адаптироваться за стенами интерната. Одной из самых активных программ его организации является устройство брошенных детей в семьи. Когда Александр был маленьким, у него тоже была возможность найти свою семью. Но воспитателям некогда было возиться с каким-то сироткой, и детская мечта о доме, где его любят, лопнула как мыльный пузырь.

Однажды к Александру подошли две одинокие женщины и попросили его помочь им усыновить детей. Бывший детдомовец отвел их в отделение отказников и радовался как ребенок, когда узнал, что двое брошенных малышей наконец-то обрели семью. Всего за время деятельности Александра более 1500 тысяч детей нашли новых мам и пап, а это почти 30 детских домов.

Александр не помнит в своем детстве светлых и красивых детских домов, а повидал он их немало. Пока мальчик рос, убогие старые учреждения, призванные стать для него новым домом, сменяли друг друга.

Государство не видело смысла вкладывать даже крошечные средства в улучшение условий существования брошенных детей, а чиновники ставили в тупик своим нелепым вопросом «зачем?». Прозябая в роскошных апартаментах, они считали, что все, что нужно для детей-сирот - это четыре облупившихся стены да прохудившаяся крыша над головой. Чаще всего детские дома вообще похожи на психиатрические больницы...

Всякий раз, приезжая в очередной детский дом, Александр не испытывает дискомфорта. Для него все близко и знакомо.

- «Приходишь в детский дом и уже по запаху знаешь, какую кашу сегодня едят дети, - и даже подгорела она или нет», - рассказывает Александр.

Долгое время он отчаянно пытался добиться строительства нового детского дома, не похожего на те, в которых сам он топил свое соленое детство. Но вокруг Александра всегда находится много завистливых людей, которые жаждут вставить палки в его и без того кривые колеса. Одна сторонняя организация даже написала заявление в прокуратуру, стараясь оклеветать его деятельность и планы на строительство дома для сирот. Александр все же смог справиться со всеми неурядицами, и уже в конце этого года здание будет построено.

Один человек в состоянии изменить все

Заслуги Александра можно перечислять бесконечно. Его усилиями в Петрозаводске появились 4 новых православных церкви. Первый храм был построен для глухонемых детей, сейчас уже заканчивается строительство часовенки для заключенных. В СИЗО благодаря активной деятельности Александра Гезалова и спонсорской поддержке удалось создать два компьютерных класса для подростков, содержащихся в изоляторе. Сейчас уже планируют создать третий класс.

Считается, что люди очерствели, стали более равнодушными, но Александр убеждает всех, что это не так. Не так давно он проводил акцию «Аккордеоны слепым детям». За 1,5 месяца удалось собрать 35 аккордеонов. Все инструменты передали в интернат, где раньше на всех обучающихся детей было только 3 аккордеона.

Для бездомных людей Александр организовывает дом ночного пребывания, помогает восстанавливать документы, договаривается с различными учреждениями питания о предоставлении пищи для нищих, чтобы не дать бродягам умереть с голода.

И как только одному человеку удается успеть помочь всем нуждающимся? Александр и сам не знает ответа на этот вопрос. Только видит, что все возможно, если у тебя душа нараспашку, если твои поступки искренни и чисты. А из детского дома каждый сам выбирает свою дорогу. Она может быть крутой, извилистой и тернистой, но, оглядываясь назад, ты понимаешь, что все, что ты сделал в жизни, было не зря.

«Господь указал мне мое предназначение - прощать своих недругов и мучителей. Я научился любить тех, кто не любим обществом, все свое время и жизнь я отдаю им, это большое счастье - знать, что ты живешь не зря», - признался Александр.

Наш разговор с Александром Гезаловым был недолгим. Сначала складывалось впечатление, что он все время куда-то спешит. Иногда Александр прерывался, вежливо прося меня подождать полсекундочки, а на том конце провода я слышала, как он кому-то говорил: «Не бойтесь, я с вами. У нас все получится». Лишь в конце интервью я узнала, что за время беседы Александр погрузил 10 огромных сумок для кого-то жизненно необходимых вещей...

Если вы хотите помочь нашему герою, вы можете написать по адресу okuneva@post.km.ru. Мы обязательно с вами свяжемся.

http://www.km.ru/russian_soul/index.asp?fp=1&data=26.07.2007%2018:30:00



Читайте также:





Среди легенд



Кормим бездомных



С отказничком



В тюрьме.






Отговорился.












с о.Андреем Верещагиным



среди мад.персонала.









В спецшколе.



С отказным ребенком.












в спецшколе № 8