Почему именно дети-сироты, почему именно я?
Если бы 10-20 лет назад, мне бы кто-нибудь сказал, что я буду заниматься общественной работой, помогать воспитанникам и выпускникам детских домов, громкий смех услышал бы весь мой детский дом.
А прожил я в детском доме, ни мало, ни много, 16 полных лет. Так получилось, что при рождении родители оставили меня, это был их выбор. То, что мне пришлось увидеть, услышать, ощутить, трудно передать, понять, порой, поверить.
Мое детство попало в системную жизнь-систему воспитания, питания и даже сна, все по распорядку. Не буду, оригинален, если скажу, что детский дом, не для ребенка, наверняка многие вряд ли смогли пережить, даже какое-то время «детдомовским укладом».
Спустя многие годы, сейчас осознаю, что не жестокость старших, равнодушие случайных людей, прохожих, даже учителей в школе, так остро сохранились в файле памяти о детстве.
К нам приходили разные люди, значительно старше и опытнее нас, но какие они были разные, наши воспитатели, от которых зависело вся, наша ребячья жизнь.
Помню воспитателей, которые сами приходили, по собственной воле, были рядом, занимались нами, чужими детьми. Что вкладывали они в наши души? Были и стали ли они родными нам? Первое, что вспоминается, мы знали все внутренние и семейные проблемы наших воспитателей, они говорили о них между собой, и получается нам, о своих трудностях.
Нет, мы не специально подслушивали, мы жили с этим, находясь рядом. Какой чувственной опыт мы получали, какие эмоции, без комментариев, а ведь все это заседает в память. Были и другие обсуждения, о зарплате, коллегах, и мы всегда были рядом. Были среди них и хорошие и добрые, но так редко и так недолго..
Далее вглядываясь в свое детство, вижу отсутствие порой самого элементарного, туалетной бумаги, салфеток, дверей в комнаты, и личных вещей. Личных вещей, игрушек одежды, и всего другого не было никогда, все было государственное, общее, значит не твое. В детском доме слово «личность», звучит как крамола, ты общий, ты не свой ты государственный, этому что-либо трудно противопоставить, возразить горькая правда.
Изредка, ко мне приходила за обедом, суповая тарелка с зайчиком, я даже пытался ее прятать, чтобы есть только из нее, но не разрешали сдай тарелку, в посудную.
Запах новой одежды, мы практически не знали, государство думало только о питании, мы донашивали одежду старших товарищей, нам дошивали рукава брюк и рубашек. Дети «домашние» при виде нас, называли нас инкубаторскими, из-за одинаковости и серости одеяния, мы их били, как теперь я понимаю, в какой то степени они были правы. А как привить ребенку знания культуры ношения хорошей одежды?
Отношение в школе к нам было, однозначно негативное, так как мы плохо, как правило, учились, прогуливали занятья, нами никто в школе не занимался, не интересовался мы же «детдомовские».
Учителя были к нам снисходительны, редко спрашивали домашнее задание, а выход к доске был событием чаще всего печальным.
Оценка ставилась автоматом: помыл пол -тройка, передвинул шкаф-тройка с плюсом. Все это складывалось из-за того, что сами учителя не знали, что с нами делать, как себя вести, какие методы применять, ведь наши родители не могли прийти к нам.
Если и вызывали воспитателя, то он получал от учителя «информацию», а в результате в личном деле выпускника копаться «не выходы в школу», потом спецшкола, за уклонение. Странно, складывалось впечатление, что государство карает своих детей, за свою же плохую работу. Казалось, все это должно было бы привести к тому, что я как выпускник детского дома вышел в общество обозленным, раздраженным, с неясным представлении о будущем. Почему так не случилось со мной, нынче работающим с детскими домами, Тюрьмами, СИЗО, Бомжами, детьми-сиротами? Что это, генетическая расположенность, внутренняя мотивация, божественное снисхождение? С моей точки зрения это труд над самим собой, анализ обстоятельств, умение получать опыт даже из самой маленькой шишки, не говоря уже о больших ударах судьбы. Как ни странно, сейчас мне кажется, что, живя, я более в комфортабельных условиях, вряд ли мне удалось уцелеть, так как борьба за достойную жизнь, после выхода из детского дома, более жесткая, но был готов.
Пытаясь уйти от избиения старших в детском доме, я ходил в добрый десяток кружков и секций, это и стало самым важным вложением в свое будущее.
Покинув деткой дом, я был готов к трудностям, которые были на моем пути, я был автономен и имел положительный взгляд на день завтрашний.
Жил ли я в магазине, получал ли мизерную зарплату, которая давала мало возможностей для реализации самых насущных потребностей, но я Верил в день грядущий. Даже когда было очень нелегко, одиноко, я никогда не впадал в уныние, не подавал вида для того, чтобы меня пожалели. Упорство, работа, гибкость, устремление, мотивация стали для меня залогом успеха, возможность жить достойнее. И, вероятно положительный опыт значимых для меня людей также повлиял на мое становление.
Размышляя о своей жизни и анализируя полученный опыт, мне захотелось передать это другим людям, в частности, выпускникам сиротских учреждений. Поэтому в 2000 году я явился инициатором создания КРОМО «Равновесие», которая призвана помогать детям-сиротам выпускникам сиротских учреждения.
Оглядываясь назад, могу сказать, что какие бы трудности мне ни пришлось пережить, мне не жаль ни секунды из прожитых, на этой земле. Я старался и стараюсь жить максимально честно и правдиво. Вопрос, для чего и ради чего живу, отпал давно. И ради памяти своих детдомовских друзей. Я живу ради тех, кто ступал, ступает и ступит на эту светлую землю. С радостью и для радости. В сердце моем всегда будет жить благодарность и признательность к людям, зачастую совершенно посторонним, незнакомым, которые порой делом, иногда словом, а иногда и взглядом вершили Добро в моей детской душе, не давали угаснуть вере в него в моем просоленном от слез детстве. Этих людей не интересовало, есть ли у меня прописка, кто я и откуда, кто я по социальному статусу
Это были просто добрые люди, встретившиеся на моем пути.
Чудо, что спустя годы можно оглянуться и признать ошибки, простить врагов своих, отдать дань чести и чистоте отдельных личностей. Благодаря которым, иду дальше.
Текст составлен, по материалам из эссе-размышлений «Записки в рабочую тетрадь социального педагога» в Карело-Финском проекте «Молодец»
С уважением, Председатель КРОМО «Равновесие» Александр Гезалов.
|