Дети сироты в Истории России
История феодального отношения к детям-сиротам начинается еще в период формирования феодального государства- с 988 года. С тех пор государственные указы касались в основном, институциальной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Считается, что первый воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев» был открыт в Новгороде в 1706 году при монастыре. В дальнейшем воспитательные дома возникли при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на «доброхотные подаяния благодетелей».
По указу Петра Первого, изданному в 1715 году, было открыто около 10 воспитательных домов («сиротопитатель»). При приемниках Петра Первого они закрылись. Вновь появляются воспитательные дома при Екатерине Второй. Под патронажем Императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения».
Первого сентября 1763 года был издан Манифест об «Учреждении Московского Воспитательного дома». В его стены принимали младенцев, «не спрашивая приносящего», кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Будучи в Москве, Императрица обязательно посещала дом, оставляя там крупные суммы. В число жертвователей вошли виднейшие государственные деятели, сановники, иерархи русской Православной церкви.
Число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточность в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. С конца 19 века активное участия в деятельности воспитательных домов стали принимать земства. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшая сеть воспитательных домов не могли принять всех беспризорных детей.
События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к огромному числу беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона человек. Для ликвидации массовой детской беспризорности потребовалось примерно 15 лет. Для решения проблемы детской беспризорности потребовалось значительные усилия со стороны государства и общества в целом.
В 1919 году издается декрет об утверждении Совета защитников детей. Председателем Совета был А.В. Луначарский. Совет занимался эвакуацией детей в «хлебные районы», организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. К работе Совета привлекались органы ВЧК на местах. В 1920 по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания детской специальной милиции, на необходимость скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечение, организации приемников, поэтому что «должно заметить крайне вредно помещение детей в общие участки милиции».
В 1921 году при ВЦИКе образована Комиссия по улучшению жизни детей. Председателем был избран Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов Просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК.
Дзержинский так объяснял привлечение к работе комиссии. «Я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду, с ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречаются и халатность, и даже хищничество». Комиссия обратилась ко всему населению с призывом прийти на помощь детям. Средства на борьбу с беспризорностью составлялись из ассигнований государственного и местного бюджетов, общественных организаций и пожертвований. Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, задачей которых было оказание первой помощи беспризорным детям, подготовку их к вступлению в организованные коллективы и распределение по стационарным учреждениям. В приемно-распределительных пунктах дети находились под наблюдением педагогов и врачей до четырех месяцев. За это время их либо направляли в детские учреждения постоянного пребывания, либо трудоустраивали, либо возвращали родителям или родственников. Как указано, а Педагогической энциклопедии, в 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1919 году – 125 тысяч, в 1921-1922 году- 540 тысяч детей.
В 1921 году в вязи с чрезвычайным положением, вызванного засухой и массовым голодом, при наркомате образования создается ДЧК - Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает меры по борьбе с голодом, создание столовых, приемников, эвакуацией детей. В хлебные губернии вывезено 150 тысяч детей и примерно 100 тысяч детей прибыло неорганизованным порядком.
Тогда стал популярен плакат: « 6 000000 детей, не обслуженных школой - страшная угроза революции и стране. Помогите организовать труд беспризорников». Делом борьбы с беспризорностью занялась ЧК. В эти годы было создано общество «Друзья детей», которое занималось организацией лагерей, ночлежек, рабочих мастерских. Общество имело свои клубы, столовые, чайные, приюты. В его рядах трудилось около 1 800 тысяч членов.
В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Создаются губернские комиссии помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных «друзей детей» проводятся компании по организации площадок для беспризорных и полу беспризорных, безнадзорных детей.
В 1925 году было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей.
Новая волна детской беспризорности поднимается в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году в стране функционирует 6 543 детских дома, в которых воспитывалось 636 тысяч детей. Спустя восемь лет, число детских домов сократилось до 4 034, а число воспитанников- до 375 тысяч человек.
В 1935 году стали создаваться детские комнаты милиции, куда доставлялись дети до 17 лет включительно, за совершаемые правонарушения. На детские комнаты милиции были возложены обязанности совместно с органами народного образования и комиссиями по делам несовершеннолетних, выявлять подростков, прекративших посещать школы и оставивших работу. Систематически проверять поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в милицию, а так же подростков, в отношении которых прекращены уголовные дело, осужденных условно или к мерам, не связанных с лишением свободы, и подростков вернувшихся из колонии.
Таким образом, в советский период происходил постепенный переход от работы, направленной на решение проблем беспризорности, к работе направленной на решение проблемы правонарушений и преступности несовершеннолетних. Параллельно с этими процессами уменьшилась роль общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности и возрастала роль государственных органов, среди которых изначально ведущими были силовые структуры.
На сегодняшний день вне системы образования находится 1,5-2,5 миллионов детей. В интернатных учреждениях находиться до 3.000.000 детей (с учетом приютов, реабилитационных центров, приемников-распределителей).
Около одного миллиона детей беженцев не учатся.
Такова история сиротского детства в России.
Председатель КРОМО «Равновесие» Александр Гезалов.
При написании статьи использовались статистические данные из доклада «Дети улиц», Министерства образования России.
|