О бесправном положении детей-сирот, беспризорных и безнадзорных
детей в России сказано уже много, но мало кто из государственных
чиновников предлагает конкретные пути решения проблемы. Публикуемая
ГАЗЕТОЙ статья Сергея Фридинского - едва ли не первая попытка анализа
сложившейся ситуации. Вывод автора очевиден: безразличие и формализм
чиновников - одна из основных причин «детских» бед в нашей стране.
Каждый раз задаю себе этот вопрос, когда приходится возвращаться к одним и тем же вопросам об исполнении требований закона о положении детей в нашем
обществе. Казалось бы, что может быть проще того, чтобы сделать, как
предписано и продумано. И не просто в чьих-то пожеланиях, а в законе.
Ан нет. Нередко оказывается, что в рутине махровейшей бюрократии
гораздо проще пуститься в пространные рассуждения о месте министерства
в государственной системе и трудностях в решении порой элементарных
задач, чем просто принять меры. Что, собственно, и продолжают многие
месяцы делать чиновники из Министерства образования и науки РФ, отвечая
на представления Генеральной прокуратуры РФ.
В течение первого полугодия 2005 года нами был подготовлен ряд
представлений министру образования и науки РФ об устранении нарушений
закона в деятельности органов образования, в т.ч. по вопросам
международного усыновления. Ряд предложений были направлены в
Правительство РФ, реализация которых также была поручена этому
министерству.
И вот уже очередное событие будоражит общество - снова убийство российской девочки Баженовой усыновителями из Америки.
И вновь мы вынуждены разбираться с участниками процесса
усыновления, и вновь находим посредников, "зонтичные" агентства
(аккредитованные в РФ агентства ведут работу с неаккредитованными:
собирают материалы и помогают оформить усыновление. - ГАЗЕТА), и снова
приходится требовать устранения нарушений закона. А отработанная годами
система функционирования иностранных агентств и их представительств
продолжает работать в прежнем режиме.
Не знаю, в силу каких причин, но чиновники из Министерства
образования и науки РФ не используют предоставленные им законом
полномочия и не принимают жестких мер для наведения порядка. Думаю, что
в таких ситуациях речь должна идти именно о жестких мерах, а не о
размеренной работе по наведению порядка, стремлении изменить
существующее положение дел и т.д.
Вот так и получается, что все при деле, бюрократия живет и
здравствует, верстаются грандиозные планы, а положение детей не
меняется к лучшему. И ведь формально нельзя сказать, что требования
прокурора не исполняются. Сведения о проделанной работе изложены на
нескольких печатных листах в ответах на представления. Дело здесь в
другом. В остроте восприятия большими и маленькими чиновниками
происходящих процессов, в степени ответственности каждого за результаты
своего труда.
К сожалению, продолжающая пребывать в государственных органах еще
со времен социализма коллективная безответственность нередко одерживает
верх над этой самой остротой восприятия.
Подобным образом в настоящее время «решается» достаточно большой
круг вопросов, касающихся положения детей в России. И не только в
Министерстве образования и науки РФ. Подобные ответы с долгосрочной
перспективой решений мы получили и из Министерства здравоохранения и
социального развития РФ.
Предлагаем, к примеру, разработать минимальные стандарты по
обеспечению и содержанию детей, с тем чтобы после принятия 122-го
Закона (о монетизации льгот. - ГАЗЕТА) не было у нас калужских и
рязанских детей. В ответ получаем многозначительные рассуждения, что
вопросы эти решаются в ходе разработки долговременной программы по
улучшению положения детей.
А ведь кормить и одевать детей нужно вчера и сегодня, а не в предстоящей пятилетке.
Предлагаем заключить международные договоры по вопросам усыновления
и узнаем, что через два месяца аж начата разработка примерной формы
договора. Откуда такая "торопливость"?
А детей как вывозили за границу с нарушением закона, так и продолжают вывозить.
Для решения проблемы исполнения законов о несовершеннолетних в
целом, естественно, необходимо знать, с каким количеством и с какими
категориями подростков необходимо работать. Именно поэтому, начиная с
2002 года, Генеральная прокуратура РФ добивается создания единого банка
данных о детях, требующих к себе внимания. Министерство внутренних дел
РФ подготовило все необходимые теоретические обоснования решения
проблемы создания такого банка. Однако в конце 2003 года Министерство
финансов отказало в выделении необходимых для его создания 7,5 млн.
рублей и решение вопроса застыло. Ну, неоткуда взять такие огромные
деньги для не столь важного решения?
О какой же целенаправленной работе и ее планировании можно вести речь, если не знаешь данных об объекте приложения сил?
Таким же тихоходом решаются сегодня вопросы финансирования
практически всех федеральных и региональных детских программ, вопросы
трудоустройства несовершеннолетних, в целом устройства детей,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации и многие-многие другие.
Скорейшей доработки и принятия требует и разработанный НИИ при
Генеральной прокуратуре РФ Закон об ограничении информационного
насилия, и Закон об опеке и попечительстве, ряд изменений в Уголовный и
Административный кодексы об ответственности за правонарушения в
отношении несовершеннолетних, направленные Генеральной прокуратурой в
Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации.
В стране по-прежнему отсутствует орган исполнительной власти,
который должен координировать работу всех субъектов профилактики
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Разрозненная
работа министерств и ведомств не дает и не может дать сколь-нибудь
значимого результата для решения проблемы в целом.
Сейчас, имея значительное количество многообещающих бумаг, мы
начали обобщение материалов о ненадлежащей работе федеральных органов
исполнительной власти в этой сфере. Работа эта ведется с той целью,
чтобы сдвинуть воз с места, ибо слишком высока цена бюрократии, чтобы
позволить и дальше зависеть от нее жизням и здоровью детей.
В стране и так за последние десять лет численность детского
населения уменьшилась на 8 млн., все чаще дети становятся объектом
физического насилия, информационное насилие не прекращается практически
круглосуточно. Преступность несовершеннолетних за два с половиной
последних года возросла более чем на 11 процентов. Растет армия
беспризорных и безнадзорных детей, все больше преступлений совершается
несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной
ответственности.
Чего же еще нужно дождаться, чтобы начать решительную работу на
этом направлении? Думаю, достаточно того, что уже имеем. Процесс еще
обратим. И нельзя дать другого.
Газета ру.