Вся жизнь – послушание.
11.07.2005
- Иногда нецерковным людям кажется, что послушание, о котором говорят в Церкви, - это какая-то слабость характера, нежелание брать на себя ответственность. Как можно объяснить современному человеку смысл послушания?
- Это интерпретация маловерных мирян относительно того послушания, которое практикуется в монашестве или вообще в духовной жизни, - полного послушания, означающего отречение от своей воли. Такое послушание, конечно, маловерным людям не может быть понятно... Знаете, как сказано: духовный судит обо всем, а о духовном судить никто не может.
Такое послушание предполагает очень высокую духовную жизнь и того, кто слушается, и того, кого слушаются. Здесь должен быть заранее засвидетельствованный высокий духовный авторитет. Обычно такие духовники или старцы, которых слушаются, уже имеют доброе свидетельство целых поколений монашествующих и вообще православных людей. Им-то и оказывается послушание такого типа, когда они говорят, к примеру: "Покупай дом", и человек принимает это как волю Божию. Неверующему же человеку говорить о воле Божией бесполезно. Верующие люди тоже не сразу к этому приходят, это приходит с духовным опытом, по мере возрастания в вере, когда люди опытно узнают, что воля человеческая должна быть согласована с волей Божией.
- Но вот люди, которые приходят в Церковь, читают о таком послушании в житиях святых или в воспоминаниях о старцах и начинают искать такого послушания. Как это можно осуществить в повседневной жизни и возможно ли это для всех?
- Я с вами совершенно не согласен (батюшка улыбается). Далеко не все люди, которые приходят в храм, ищут такого послушания. Большинство как раз от послушания бегает. И даже те, кто придет и скажет: "Я буду слушаться", обычно все равно не слушаются. Даже те, кто пришел и просил: "Возьмите меня в свои духовные чада, я буду вам послушным чадом", потом оказываются чаще всего не способными держать свое слово и быть верными своим намерениям. Послушание - это великий и очень трудный подвиг, это действительно отвержение своей воли. Это первый обет, который дают при монашеском постриге. Не все же в монахи идут, не все этот обет дают. Так же как среди множества христиан далеко не все являются настоящими духовными чадами своего духовного отца - это маленький-маленький процент верующих людей. Людей, которые избирают подвиг отречения от своей воли, очень мало, так же как очень мало настоящих аскетов или настоящих богомольцев, которые молятся Богу как следует, так же как мало людей, которые отвергаются своего богатства или какой-то другой подвиг несут. Тех, кто серьезно это делает, мало, а таких, кто говорит об этом, конечно, много, но это только запутывает дело.
- Значит ли это, что не все должны стремиться к такому послушанию?
- И значит и не значит. Значит ли, что все должны пойти в Царствие Божие? В каком смысле "должны"? Конечно, с точки зрения целесообразности человеческой жизни все должны идти в Царствие Божие, должны стремиться к этому. Но с точки зрения юридической, с точки зрения свободы человека никто не обязан этого делать. Так и здесь. Конечно, хорошо, если бы все шли подвигом послушания, если бы все научились любить, научились побеждать свои страсти, научились молиться Богу, научились бы жертвовать своим богатством ради ближнего, - это было бы очень хорошо. И в этом смысле все христиане должны так жить, должны стараться. Но обязать мы никого не можем.
- Ну а как все-таки можно к этому приближаться, этому научиться в обычной жизни?
- Точно так же, как любой другой добродетели - нужно этого очень захотеть. Когда человек этого очень захочет, он начнет об этом молиться и стараться, и у него все получится. Если же он этого не хочет, то бесполезно с ним об этом разговаривать.
- Кого нужно слушаться?
- Есть те, кому мы обязаны послушанием. Мы все обязаны послушанием Богу. Дети обязаны послушанием своим родителям, жены обязаны послушанием своим мужьям, священники должны слушаться епископов, духовные чада должны слушаться своих духовников. Но всегда при этом имеется в виду, что те, кого нужно слушаться, они, так сказать, хорошо себя ведут. То есть это люди, достаточно добросовестно исполняющие свои обязанности. Скажем, если родители пьянствуют и употребляют наркотики, то детям слушаться их будет смертельно опасно, если начальник - жулик или какой-нибудь мафиози, то слушаться его - это просто значит попасть в его банду, если, предположим, епископ втайне отрекся от веры, значит, его слушаться будет гибельно. Это не может быть отнесено только к послушанию Богу - потому что Бог есть любовь и добро. Но здесь другое условие требуется: Богу надо верить. То есть, в общем-то, то же самое, потому что надо верить, что мои родители хорошие, что мой начальник хороший, честный человек, что мой епископ - праведный. В это нужно верить, тогда можно и должно слушаться. Как только наступает сомнение, то есть если человек не верит больше, что его родители порядочные люди, то он их слушаться уже не может, если он не верит в то, что его начальник честный человек, то слушаться его он не может. Так что это тоже вопрос веры.
- То есть решение человек принимает сам, в глубине души?
- Конечно.
- А как человеку, который только начинает духовную жизнь, понять, о чем нужно советоваться с духовником, а что можно решать самому?
- Знаете, этот вопрос в значительной степени основывается на недоразумении. Ну, вот, если маленький ребеночек спрашивает маму: "Мама, а как мне надеть вот этот ботиночек?" - она же ему не говорит, что об этом не спрашивают, правильно? Она ему помогает, говорит: "На правую ножку - правый ботиночек, на левую ножку - левый ботиночек". То есть каждый человек спрашивает то, что соответствует его мере, его духовному и умственному возрасту, спрашивает то, в чем он нуждается. Если человек знает, на каком трамвае ему ездить, ему и не надо спрашивать, а если он не знает, то надо. Духовников часто возмущает то, что человек знает, но спрашивает, изображая этим послушание, то есть получается некая фальшивка. Он хочет изобразить себя послушником и спрашивает: "На каком мне трамвае ехать?" - а в чем-то главном слушаться не будет. Вот такое лукавство возмущает. А если это от чистого сердца спрашивается: "Я не знаю, батюшка, как лучше поехать?" - то в этом нет ничего плохого.
- И все-таки, почему это добродетель - отвержение своей воли, предание себя в руки старца или духовника?
- В Евангелии Господь говорит: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). Что значит отвергнуться себя? Это и значит - отвергнуться своей воли. Это проявление любви к Богу. Когда человек любит, он забывает о себе. Любовь - настоящая, евангельская, духовная любовь - имеет жертвенную, крестную природу. Жертва эта есть самоотвержение. Когда мы жертвуем чем-то, мы отвергаемся чего-то, в чем-то себе отказываем. А самая большая жертва - это когда человек жертвует собой.
- Это касается и таких моментов, когда вопрос, в котором ты поступаешь по решению духовника, житейский, "маленький"?
- Житейский вопрос иногда бывает очень важным. Конечно, по пустякам предавать свою волю - например, "батюшка, благословите эту конфетку съесть или вот ту?" - это нетрудно и довольно бессмысленно. А вопрос: отдать мне то, что у меня есть, бедным соседям или оставить своим детям - это вопрос более серьезный.
СВЯТЫЕ О НЕПОСЛУШАНИИ:
Преподобный Амвросий Оптинский:
Духовное отношение к кому-либо нельзя соединять с своею волею - а выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе, выйдет бурда ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием несовместны, а надо держаться одного из двух.
Авва Исаия (Египет, V-VI век):
Кто отсекает волю свою пред ближним, тот доказывает этим, что ум его - служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего.
Св. Ефрем Сирин (Египет, IV век):
Отчего преодолевает нас враг? Отчего умножаются в нас страсти? - Не от непокорности ли нашей: когда учат нас, мы не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся; от людей таимся, о Боге небрежем. Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противника себе.
- Какие причины непослушания у детей? В жизни ребенка бывают целые периоды непослушания...
- У ребенка есть совершенно естественное стремление к самоутверждению. В этом происходит становление свободной личности. И поэтому дети, как знают это педагоги и психологи, переживают такие периоды "негативизма", когда они говорят родителям "нет" для того, чтобы утвердиться в самостоятельности. И это "хочу, чтобы было по-моему" не всегда нужно интерпретировать как отсутствие любви. Это очень глубокое стремление к свободе, на уровне интуиции. С маленьким ребенком рано говорить про самоотвержение, сначала должно произойти становление его сознания, становление его как личности. И после этого, когда ребенок действительно становится самостоятельной и полноценной личностью, вот тогда-то ему и предъявляется этот вопрос: хочет ли он теперь, когда стал обладателем всего того богатства, которое дается личности, его отвергнуться. Если ребенок маленький, ему еще пока нечего отвергаться, он пока только пробует овладеть этим богатством, он поэтому и говорит: "А я хочу, а я хочу!" Его надо, конечно, воспитывать, нужно ему сказать: знаешь что, так нельзя говорить: "Я хочу", ты лучше спроси: "Мне хотелось бы... Можно?" Но надо помнить, что детское непослушание, особенно в маленьком возрасте, это не такое злокачественное явление, как иногда кажется.
Чем старше становится ребенок, тем непослушание делается хуже. Но даже еще и в юношеском возрасте, если непослушание не направлено на совершение какого-то явного греха, то еще не нужно отчаиваться. Очень может быть, что юноша повзрослеет, полнее определит свой жизненный путь, и тогда уже будет слушаться. Это может быть долгий процесс, иногда в течение почти всей жизни. Человек довольно поздно выбирает свою специальность. Это все еще становление человека. Или он пока еще не решил для себя - то ли ему идти в монахи, то ли жениться. Поэтому здесь непослушание тоже может быть не таким вредным и злокачественным. Вот если мама ему говорит: "Не пей водку", а он все равно пьет, - это плохо, а когда мама ему говорит: "На этой девушке не женись", а он говорит: "А я ее люблю" - это ситуация более сложная, тут напролом требовать послушания не приходится.
- Как воспитать в детях послушание?
- Нужно слушаться самим и этим показывать пример послушания, это очень просто. Все должны слушаться. У каждого есть свое начальство, есть старшие, мама подчиняется папе, и, когда она его слушается, она показывает пример детям и научает их своим примером послушанию. Если бы она не слушалась, дети бы не слушались ни ее, ни отца. Папа подчиняется начальнику, все слушаются батюшку, младшие священники слушаются настоятеля, настоятель слушается епископа и так далее. И так вот вся жизнь заключена в послушание.
Юлия Константинова
|