Сегодня уже ни для кого не секрет, что в последние годы численность русских в России стремительно сокращается - об этом, наконец, заговорили и с самых высоких трибун. Смертность уже более десятка лет превышает рождаемость. Лишь в нескольких областях страны, благодаря неравнодушным к этой острейшей проблеме деятельным губернаторам, действует давно ставшая декларативной статья Конституции, гласящая, что наше государство проводит гуманную демографическую политику и обеспечивает поддержку семье, материнству и отцовству. В результате этой якобы «гуманной политики», по подсчётам разных демографов, мы вымираем весьма «передовыми» темпами - от 800 тысяч до миллиона в год. И это в мирное-то время... Словом, гладко было на бумаге...
На моей родной сельской улице, где я родился и вырос, ещё сорок лет назад стояло около пятидесяти домов, в каждом из которых звучал детский смех: у Опёнышевых - шестеро, у нас и у Резвинских - четверо, у Макоты и Раковых трое... Сегодня осталось ровным счётом шесть усадеб. Самый молодой хозяин - сорока шести лет, остальные значительно старше. Летом их раскиданные по городам и весям дети привозят на пару недель внуков - становится чуть-чуть веселее жить старикам на улице Донской. Судьба моей улицы - не исключение, а правило: пустеет всё село. И село в масштабе района - тоже отнюдь не исключение, как это ни прискорбно... Как-то ненароком мне попал в руки справочник, где приводились результаты переписи российского населения 1896 года. Бегло просматривая его, я остановился на какой-то сибирской деревушке. Согласно переписи, в ней значилось 143 двора с общим населением 897 душ. Несложный подсчёт подсказал, что каждая семья этой деревни насчитывала не менее шести человек. В крупных сёлах - и того больше. Мой старший товарищ барнаульский поэт Николай Черкасов (уже покойный, к сожалению) на встречах с читателями иногда начинал своё выступление так: «В нашей многодетной семье я самый младший. Да, кстати, кто угадает - какой по счёту, тому сразу подписываю книжку». Из публики доносилось: «Третий». «Нет». «Пятый». «Опять не угадали». «Шестой. Седьмой. Восьмой». Коля улыбался и отрицательно покачивал головой. «Что, неужели десятый? Да ну, не может быть!..» «Совершенно верно, не может: десятым родился мой брат Николай. А я родился пятнадцатым». Как правило, зал был в лёгком шоке.
Наш великий Михаил Васильевич Ломоносов подчёркивал, что именно в здоровом и многочисленном народе «состоит величие и богатство государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». А Сократ, живший ещё до Рождества Христова, утверждал, не заботясь о дипломатичности высказывания: «Плох тот государственный деятель, который, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не сознаёт, что он плохой начальник».
То, что весьма многое зависит от руководства страной и её экономического состояния, как будто ясно и так. Например, в 1991 году на душу населения в месяц приходилось по 200 грамм масла, по 0,5-1 килограмму мяса и по 2-3 бутылки водки. Какой там рождаемости и какой продолжительности жизни можно ожидать при таком «рационе»! А если прибавить сюда острейший квартирный вопрос?.. Но то, что решить проблему всё-таки можно, говорит такой пример. В начале 80-х годов прошлого века Академия Наук Прибалтийских республик (в РСФСР во времена Советского Союза своей Академии не было!) разработала комплексную программу увеличения народонаселения. По переписи 1989 года оказалось, что в результате принятых мер смертность в Прибалтике существенно снизилась, число разводов уменьшилось, а рождаемость заметно выросла. В Латвии - так в целых полтора раза.
Сознавая катастрофичность демографической ситуации в России и острейшую необходимость её преломления, Синодальный отдел подготовил ряд публикаций и материалов бесед со специалистами по названной теме. Замалчивать её - брать грех на душу, проявить малодушие. Пока же напомним нашим читателям, что говорили наши предки в некоторых поучительных своих пословицах о семье, супружестве, детях. Каждая из них наводит на размышление. Не лишним будет добавить, что в православных семьях естественное и понятное желание устроить лад и согласие подкреплялось горячими молитвами: «О покровительстве вступающих в брак», «О счастии брака», «О совете и любви между мужем и женой», «Когда муж ненавидит и гонит жену», «О рождении здоровых детей», «О даровании детей» - и так далее.
Пословицы.
Один и у каши сирота.
Две головни и в поле горят, а одна и в печи гаснет.
Не кайся, что рано встал, да молод женился.
На резвом коне жениться не езди (то есть, прежде обдумай).
Для щей люди женятся, а для мяса замуж выходят.
Женитьба есть, а раз женитьбы нет (о невозможности расторжения брака) .
Всяка невеста для своего жениха родится.
Доброе замужество - посхименье (схима - высшая степень монашества).
Муж жене отец, жена мужу венец.
Семейный лад всего дороже.
Согласную семью никакое горе не одолеет.
Где грозно, там и розно.
Муж жене богоданный друг.
Жена без мужа - вдовы хуже.
С вечеру девка, с полуночи молодка, на заре хозяюшка.
Жена мужу - пластырь, а он ей - пастырь.
Люби не люби, а на мужа почаще взглядывай!
Жена не сапог - с ноги не снимешь.
Дети - благодать свыше.
Не строй церкви - пристрой сироту.
Мужик без деток - хуже деток сирота (как дерево без веток).
Дом детьми весел (стоит обратить внимание на множественное число).
Один сын - не сын, два сына - пол-сына, три сына - сын.
Один сын - Богу, другой Отечеству, а третий себе кормильцем.
Материнская молитва со дна моря достанет.
Семья на Руси искони звалась Малой Церковью. В этом названии заложен духовно-нравственный идеал и скрытый призыв к его достижению. На мой взгляд, лучшего идеала пока не придумали, хотя и пытались его оскопить, низвергнуть, подменить или отменить вообще - как предлагали (не раз и не только в России) упразднить и саму семью. Об этом скажем в следующий раз.
Вячеслав Морозов