КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

РЕПЕТИТОР ДЛЯ ДЕТДОМОВЦА: ПРИХОТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

26.06.2005

Разделы:

"Поступит - не поступит", - гадают родители абитуриента и подсчитывают, какой урон нанесет семейному бюджету очередной репетитор. Устная литература, сочинение и аудирование по иностранному. И вот теперь еще внезапно объявленный экзамен по истории. Дополнительные образовательные услуги стоят недешево, особенно в Москве. Нередко поиски частного преподавателя начинаются задолго до выпускного класса. Кого-то требуется "натаскать" на решение задач по геометрии, другому, пропустившему из-за болезни пару уроков, никак не постичь "правило буравчика". Можно посетовать на неумение учителя объяснить материал и перевести своего отпрыска в другую школу. Можно, тряхнув стариной, вместе с собственным ребенком наверстать пропущенную тему. Или за разумную плату договориться с учителем о нескольких занятиях после уроков... Это если у ребенка есть семья. А если он сирота?

БЕГОМ ЗА ЗНАНИЯМИ (С УЧИТЕЛЕМ НАПЕРЕГОНКИ)

Решение о поступление в РГАФК Алексей принял за полгода до начала вступительных экзаменов. Выдержать экзамен по физкультуре обладателю черного пояса по восточным единоборствам сам Бог велел. А вот пробелы по русскому и биологии пришлось ликвидировать с помощью репетиторов. Целеустремленный абитуриент и его наставник Сергей Мойчук учили биологию даже в электричке. А устав от зубрежки, бегали стометровки наперегонки. Ведь поступать-то предстояло в Академию физической культуры. В прошлом году Алексей Родин стал студентом. Но даже сегодня он продолжает брать уроки по русскому языку, литературе и математике. По словам его репетиторов, в целом багаж знаний 28-летнего выпускника столичного детского дома колеблется на уровне 7-8 класса.

РЕПЕТИТОР ДЛЯ СИРОТ Помог Алексею негосударственный образовательный фонд "Russian Orphan Opportunity Fund" (ROOF). Идея его создания принадлежит американцу Артуру Страсински. В середине 90-х он приехал в Москву в качестве преподавателя Британской школы. В память о матери-украинке, рано оставшейся без родителей и эмигрировавшей в годы первой мировой войны сначала в Румынию, а затем в США, бывший учитель старших классов Нью-Йорка решил помогать русским детдомовцам. В ходе опроса директоров сиротских учреждений выяснилось, что почти все выпускники отличаются несамостоятельностью и педагогической запущенностью. Воображение Артура и его соотечественницы Джорджии Вильямс, ставшей впоследствии исполнительным директором фонда, потрясли 16-летние подростки, учившиеся... в начальной школе. Позже выяснилось, что некоторые выпускники вообще не умеют ни читать, ни писать. В то, что все эти ребята являются необучаемыми, верить не хотелось. И тогда они решили нанять для них учителей. Сначала Артур собирался оплатить услуги педагогов из личных средств, заработанных на рынке ГКО. Но грянул августовский кризис, и Джорджии пришлось заняться фандрайзингом. Сегодня в числе спонсоров фонда есть и российские, и зарубежные благотворители. В том числе частные школы, компания "Нестле" и Международный женский клуб.

Тогда, после дефолта, на предложение бесплатно позаниматься с отстающими учениками откликнулись четыре детских дома. На следующий год их число увеличилось вдвое. В настоящее время сотрудники ROOF работают в шести столичных и двух подмосковных детских домах, где занимаются с 500 школьниками. А с недавнего времени еще и со студентами. Так здесь называют выпускников сиротских учреждений, решивших получить аттестат зрелости или поступить в вуз.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ!

Теоретически они могли бы пойти в вечернюю школу и лет через пять осилить программу средней школы. А теперь попробуйте поставить себя на место 23-летнего мужчины, отца двух детей, которому надо не только образование получить, но еще и семью содержать. А здесь для каждого студента разрабатывается индивидуальная программа. Занятия проходят в небольших группах с учетом загруженности каждого. Первых студентов направляли работники Центра постинтернатной адаптации Сергея Левина, который в течение многих лет вынашивал идею создания образовательного учреждения для выпускников. Потом заработали "сарафанное радио" и личные контакты. Например, в прошлом году учителя готовили к экстернату воспитанников детского дома No 6 Алешу Турутина и Женю Сорокина. С нового учебного года они занимаются вместе с другими выпускниками. А уже знакомый вам Алексей Родин, про которого педагоги даже песню сложили: "Гордость ROOFа Леша Родин, украшение - Карусь", привел сюда младшего брата. В свое время Володя, воспитанник детского дома No 50, учился в коррекционном классе. В будущем собирается сдавать экзамены за девятый класс, а пока занимается по программе 8-го. Лешина жена Оля школу кончила с золотой медалью и с отличием - медицинское училище. Она не детдомовка. Тем не менее педагоги взялись подготовить девушку к поступлению в вуз. В фонде считают, что, помогая ей, тем самым помогают и Алексею. Примером поощрения семейственности служат также две сестры и брат Петровнины, Наталья и Александр Хайдаровы.

НА ЛАВРАХ - НЕ ПОЧИВАТЬ!

Казалось бы, нужно только радоваться, глядя на достижения питомцев. Вместе с Алексеем в вузы поступило еще шесть ребят. Помните фамилию Карусь? В свое время Алла доучилась только до 9 класса. Затем решила наверстать упущенное и за один год сдала 17 экзаменов за 10-11 классы! Но не остановилась на этом и поступила на юридический факультет Университета Екатерины Великой на платное отделение. Половину суммы доплачивает фонд. Как и Леше, Алле приходится нелегко. Мало того, что нужно усвоить большой объем новой информации, так еще и необходимо подтянуть ряд предметов в рамках школьной программы. "В случае с Аллой мы немного поторопились, - считает координатор образовательных программ Ирина Рязанова. - Сначала хотели отложить поступление на следующий год. Но она была так вдохновлена успехом".

Впрочем, в том, что девушка справится, она не сомневается. А вот две другие девочки еле доползли до первой сессии. Должно быть, их решение получить высшее образование было не очень продуманным, утешают себя учителя. Да и готовность преодолевать трудности присуща не всем. В ROOFе полагают, что помогать надо тем, кто этого искренне хочет и готов работать в тандеме с педагогом, а не почивать на лаврах. Хотя право на похвалу ребята действительно заслуживают. Так, ровесница Аллы, Ира пришла в фонд, не умея писать. А спустя полгода она уже справлялась с небольшими диктантами. Другой пример. За полгода занятий молодой человек научился читать. А теперь сидит за компьютером - учится печатать. Тут вам и компьютерная грамотность, и скоропись, и упражнение по русскому, которое задал педагог.

СДЕЛАЙ ШАГ.

И все-таки, наученное горьким опытом, руководство фонда решило изменить тактику работы со вновь пришедшими студентами. К тому же если в первый год педагоги занимались с 20 выпускниками, то теперь их число увеличилось до 90. И дело не столько в нехватке учителей, сколько в отсутствии четких ориентиров у молодых людей. То есть у них есть мечта поступить в институт/подготовиться к экстернату, но сколько времени и усилий придется на это потратить, они не представляют. Другая распространенная проблема. Девушка или юноша заявляют, что хотят подготовиться к поступлению в два вуза. Или в медицинский, или в социальный. А экзамены-то сдавать надо разные. И что с таким студентом прикажете делать?

Намучившись с горе-абитуриентами, не умеющими складывать дроби и не имеющими навыков самостоятельной работы, в фонде разработали заявку о предоставлении образовательных услуг. И оказалось, что простейшие вопросы, вроде "Какие документы нужно предоставить в приемную комиссию вуза?" или "Перечисли все предметы, которые тебе понадобится сдать для получения аттестата зрелости", ставят ребят в тупик. Равно, как и предложение написать реферат по истории. Даже небольшой, на пару страничек и по своему учебнику. "Я не умею, не знаю, у меня не получится". Ответы с частицей "не" могут варьироваться до бесконечности.

Но в ROOF не хотят просто "натаскивать" детдомовцев на поступление в вуз. Бывшая банковская служащая Джорджия Вильямс уверена, что не менее важно вселить в них веру в свои силы и привить способность к планированию. А для этого, в частности, следует научить ребят разбивать, казалось бы, неразрешимую задачу на составляющие, и решать ее. Так что исчезни однажды фонд, ребята по-прежнему были бы настроены на учебу и на достижение цели. По ее мнению, программа социальной адаптации как раз и заключается в создании таких условий, которые человек вынужден преодолеть для достижения своей мечты. Иногда ребята пытаются выторговывать себе какие-то поблажки. Приходится проявлять строгость: мол, в противном случае твоя заявка не будет рассмотрена. Жалость здесь не уместна, считают учителя и предлагают молодым людям сделать первый шаг. Впрочем, даже если исполнительный совет фонда решит, что абитуриент еще "не созрел", не стоит отчаиваться. Ребята могут пойти на подготовительное отделение и посещать занятия по русскому, математике и КОАПу - предмету по развитию мышления, памяти и воображения.

СИДЯ НА ДИВАНЕ.

Рассказ об образовательных услугах для воспитанников сиротских учреждений был бы неполным без упоминания о самих репетиторах. Каждый вторник в фонд приходят новые кандидаты. Отсутствие ученой степени или педвуза за плечами - не повод для отказа. Главное, чтобы учитель любил детей и свое дело. И не просто давал новые знания, но также и инструменты для их самостоятельного добывания. А уж по какой программе и учебнику он будет готовить своих питомцев к экзамену, не столь важно. Среди преподавателей есть и студенты, и профессора, и инженеры. Валентина Каледина по специальности инженер хлебного дела. Но это не мешает ей вести предмет "социальная адаптация" в детском доме No 6. Ольга Шалаева, которая занимается музыкой с ребятами из детского дома No 50, преподает в Гнесинке. И таких примеров не счесть. Впрочем, здесь не отказываются и от услуг волонтеров. Например, Джонни и Дивья (она индианка) ведут по выходным занятия в английском клубе. Он, как в свое время и Артур Страсински, приехал поработать в Британской школе. А девушка сама еще учится в одном из московских университетов.

Многие педагоги работают, как в учебном центре, так и в детских домах. Это помогает лучше понять, как живут их ученики. Например, иногда ребят могут привести на занятия строем. Между тем в фонде убеждены, что в группе должно быть максимум пять детей, а еще лучше два. По мнению Джорджии, как ни парадоксально, но зачастую именно четко спланированное расписание жизни в детском доме - от подъема до отбоя - разрушает саму идею социальной адаптации. В результате заорганизованности дети не знают, как планировать свое свободное время. Ничего, кроме вреда, занятия по разнарядке, пусть даже из лучших побуждений, не принесут. Ведь это их свободное время. И взрослые не должны решать за ребенка, что ему делать: играть или азбуку учить. Куда важнее его личная заинтересованность. На занятиях у Ирины Юдиной учатся читать не по учебнику, а по журналу, который привлек внимание ребят. И не за партами, а на кровати или на диване. А у Михаила Свердлова ребята по очереди с учителем читают сказки... Так, и с малышами, и со взрослыми работают все словесники. В том числе и Алексей Ощепков, у которого два высших образования - педагогическое и театральное. И похоже, в скором времени под крышей ROOF откроется свой театр.

А еще здесь заканчивают программу по обустройству библиотек для детских домов Переславль-Залесского, развивают программу профориентации (или учебной практики) и планируют провести выставку-продажу художественных работ воспитанников психоневрологического интерната деревни Бельское Устье Псковской области. Но это уже совсем другая история.

По материалам Интернета.