Как воспитывать сироту, или зачем ему автономность?
26.06.2005
К мысли написать некое видение жизни сироты, пришла после того, как отслужил на атомной подводной лодке в первом торпедном отсеке. Я представил, что жизнь океан, а выпускник эта самая атомная лодка, и если у ребенка-матроса нет необходимых знаний, то ему будет трудно идти по жизни. Если матрос подводник не знает, своих обязанностей и что делать при возникновении экстренной ситуации, это может привести к последствиям для него самого, товарищей и лодки в целом. Значит, надо учится ходить по океану жизни, быть автономным. Пройдя детский дом и жизнь после, из опыта собственной жизни могу сказать однозначно, воспитывать ребенка детского дома вполне возможно и в рамках детского дома (если его, ее не усыновили). Что же необходимо, для того, чтобы сирота вышедший из стен детского дома, смог, пройдя все, что придется, не опустил голову, не сник, и состоялся как личность и гражданин. Чтобы он не потерялся и был признателен, за то, что ему вовремя дали знания, благодаря которым он чувствует себя комфортно в жизни.
Как бывший выпускник детского дома думаю, считаю, что в воспитание необходимо:
Скажите ребенку правду:
Надо обязательно рассказать ребенку «его историю» появления в детском доме, развеять миф о некой маме, которая всегда спасет и когда-то приедет, надо дать ребенку новую точку отчета, чтобы это не стало «клеймом ожидания чуда» на всю оставшуюся жизнь.
Учиться-учиться!:
Необходимо сделать все, что возможно, чтобы ребенок детского дома, хотел и желал учиться, так как это залог того, поступит ли он в ПТУ, или в ВУЗ. Это самая важная цель и задача, самая, самая. Если ребенок сможет преодолеть всеобщее видение сироты как троечника и прогульщика, будущее станет не таким не ясным.
ВУЗ все устроит, и научит значительно больше, нежели, чем беспросветное ПТУ, так ведь? Помогите ему в этом.
Сирота казанская, не ты?:
Детский дом всячески, на всем протяжение жизни ребенка в учреждение, обязан убирать у ребенка мнение, что он «сирота по жизни», и все ему должны и обязаны. Это ложное ощущение, мешающее понимать то, что все равно только сильная самодостаточная личность может реализовать все мечты и замыслы. Для этого необходимо вести планомерную работу по информированию ребенка о том, что только личные усилия смогут вытащить его в непростой, самостоятельной жизни. А оно так и будет, один в поле, но воин.
Раскрасьте мир вместе!:
С самого первого появления в детском доме маленького человечка, необходимо ставить перед ним цель саморазвития и самореализации. Через личностный труд и самоучастие в своем саморазвитии. Делать это просто, или даже очень просто. Нужен каждодневный диалог с ребенком, с ценностным и информационным цели-определением - что он узнал, и что надо узнать еще? Это заставит его думать, задумываться, пусть не осознанно, но приведет к тому, что изучение мира, начнется с того, что он будет «почемучкать» и искать ответы на вопросы и выходы из того, к чему подтолкнет его воспитатель, старшие ребята. Это процесс всего детского дома, и всех, кто в нем живет. Это касается и воспитания отношения к одежде, вкусу, имиджу. Все это важно, мир пестр.
Твори, ты творец!!:
Замечательно, если воспитатель сможет донести до ребенка важность творческого развития, и предложит посещать ряд кружков и спортивных секций, например:
• Кружок рисования,
• Театральный кружок (как факультатив, например это, очень важно, уметь владеть собой),
• Кружек танцев,
• Литературный кружок,
• Секцию по футболу, боксу и так далее.
Наличие спортивных разрядов, позволит потом, сохранять достоинство в любой среде, получать работу, и спорт дисциплинирует. Про творческое развитие писать как-то даже не удобно, необходимо это и важно.
Ищи знания и мир у твоих ног:
Было бы хорошо устраивать различные игровые и ролевые формы развития детей-сирот, для повышения уровня знаний истории мировой культуры, чтобы они могли отличить Рокотов от Манэ, или знать наизусть стихи русских поэтов (Пушкина, Пастернака, Ахматову и так далее), петь песни, умели играть на гитаре, чтобы, попав в компанию сверстников, не тушевались и были лидерами и душей компании. И девчонки тоже!! Конечно, это труд, но на пользу своему будущему, надо помогать своему будущему самому.
Трудится надо учить:
Отсутствие трудовых навыков, вот, пожалуй, самая большой пробел, в общем, образование детей-сирот, беда выпускников. Так как навыки труда, важны и ценны. Для этого необходимо, чтобы у детей был определенный набор трудовых обязанностей, которые бы они выполняли бы не из-под палки, а осознанно.
Это может быть опять же в форме игры и уважительного объяснения, зачем это надо. Ребенок не истукан, поймет.
Положительный взгляд на жизнь:
Все время проживания мальчика и девочки, необходимо стараться сформировать у них положительного взгляда на жизнь, чтобы этот заряд стал «батарейкой выживаемости», проза жизни. Важно, чтобы в ребенка развивались качества веселого и юмористического отношения к возникающим трудностям. Веселое отношение к жизни можно развить. Пусть ребенок оптимистичными глазами смотрит на мир, пусть в нем будет энергия добра и созидания и тогда он сможет преодолеть все, что касается процессов становления.
Верить в добро и Бога!
Спустя время, могу сказать, что во многом благодаря вере, я жив и стараюсь жить честно и, не опуская головы, хотя бывает, по-разному. Для воспитанника детского дома важны пространственные и временные ценностные ориентиры, в этом ему может помочь его вера в добро и добродетель. Если возможно, покрестите ребенка в ближайшей церкви, найдите ему значимого взрослого, крестника, чтобы он чувствовал ответственность и поддержку, без этого не как. Душа выпускника детского дома скачет от напряжения неизведанности, ему трудно найти сразу общий язык с людьми, и пусть храм Божий станет домом его метущейся души, это спасет его от непродуманных поступков. Желали бы создавать семьи и желали бы жить.
Но лучше всего!!
Было бы здорово, если бы сироту взяла к себе семья, и естественным путем бы воспитала бы его, это лучший способ - домашнее, семенное отношение, это лучший учитель будущей жизни.
Александр Гезалов.
выпускник детского дома.
|