КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Детдомовские дети остаются на обочине жизни.

13.06.2005

Разделы:

Дорогие мамы и папы, вы видите, что от семьи никуда не уйти. Я надеюсь, что смог донести до вас эту мысль. Человеческого ребенка нельзя воспитать в стае. Каждый из них является индивидом, но длительное время он беспомощен, как жеребенок. Ему нужна грудь матери, нужны сухие пеленки, ему хочется спать. Но прежде всего он требует безопасности и защищенности. Никакой коллектив, никакие ясли не могут ему подарить это чувство. Это чувство дается ему не в руках отца-государства, а в руках родной матери или, в крайнем случае, в руках любящего человека, заменяющего ему мать.

Чтобы вселить в ребенка это чувство защищенности, мы не должны упустить время. Решающую роль играют первые годы жизни. От нас требуется полная родительская самоотдача. К сожалению, однозначно отрицательны (по их результатам) воспитательные усилия домов младенцев и детских домов.

Группа психологов Венского университета провела обследование 70 тысяч детей из детских домов и пришла к выводу: недостаточно того, чтобы современный детский дом для дошколят в медицинском и гигиеническом плане был на самом высшем уровне. Все равно из их стен выходят дети с деформированной психикой; 98 из 100 отстают в психическом и интеллектуальном развитии от своих сверстников в нормальных семьях. Такой результат не может не вызывать тревоги.

Полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов малютки едва могут ходить и говорить, хотя объективно они абсолютно здоровы. У них нет никаких органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психический характер.

Парадокс заключается в том, что образцовая чистота, порядок, аккуратность оказываются теми условиями, которые делают невыносимым пребывание детей в этих заведениях. Если сформулировать более определенно: чем образцовое детский дом, тем явственней и значительней разрушения во внутреннем мире воспитанника.

В стерильно чистой атмосфере детского дома дети превращаются в безынициативные создания, лишенные собственного опыта. Они лежат в облаке белых простыней, белых халатов, белой мебели. В их поле зрения иногда еще дополнительно вешают белые простыни, которые, как подсказывает опыт сотрудников, притупляют желание кричать". Как говорится в отчете психологов, ни окружающий детей цвет, ни игрушки, ни один лишний раздражитель не нарушают эту белоснежную монотонность.

Перегруженные сестры и нянечки работают как на конвейере - под девизом: "Всем одинаковый уход". Недостаток времени не позволяет им проявить индивидуальные привязанности, выразить свое отношение лаской или шуткой. Кормление, опять же из экономии времени, доведено до отточенного во всех деталях механического навыка. Днем и ночью царит строгая регламентация, исключающая душевные порывы. Возможности отвлечься хоть на минутку у персонала не остается.

Отсутствие индивидуального подхода в общении с ребенком усугубляется переизбытком однотипных приемов. В такой ситуации ребенок формально ухожен, но испытывает явный недостаток проявления чувств по отношению к себе. Опираясь на результаты своих экспериментов, группа венских психологов опровергает распространенное мнение, будто новорожденный или маленький ребенок не замечает, кто его кормит, кто с ним играет, кто ходит с ним гулять. Их выводы свидетельствуют об обратном: самые маленькие дети наиболее восприимчивы к тому, кто находится рядом с ними. "Ощутимый урон можно определить у ребенка уже в трехмесячном возрасте, после восьми месяцев урон уже трудновосполним. До достижения четырехлетнего возраста ребенку предпочтительней находиться в самой плохой семье, чем в самом хорошем детском доме", - говорится в докладе.

Мы с уверенностью можем сказать, что будущая судьба ребенка решается еще в грудном возрасте. Ущерб, который нанесен ему во время пребывания в критической стадии развития в государственном учреждении, часто и во взрослом состоянии не может быть полностью возмещен. Это нередко приводит к тому, что он не в состоянии жить нормальной жизнью за пределами оберегающих его стен, он не в состоянии приспособиться к условиям "свободных диких прерий", т. е. вести нормальную борьбу за существование. "Госпитализм", чувство депрессии, вызванное длительным пребыванием в больнице, может привести к неприятию окружающего мира, к неправильной ориентации относительно окружающих людей и даже, по стечению обстоятельств, - в криминальный мир.

Но не всякий ребенок, растущий в нормальной семье, получает больше человеческого тепла и общения, чем ребенок из дома младенца или из детского дома. Роберт относится к таким детям. Когда он попал в одну из наших Детских деревень-505, ему было восемь лет. Маленький, щуплый, бледный, взгляд исподлобья, бегающие глаза. Он производил впечатление психически ненормального и физически недоразвитого ребенка. Его родители были обеспеченными, типично современными людьми. Времени для ребенка никогда не было. Оба с утра и до вечера занимались своими делами. Но они могли позволить себе няню, с выбором которой им не везло. В жизни Роберта сменились двенадцать нянь, ни одна из них не могла заменить ему мать. Всем известно, что цветам, чтобы они не завяли, нужна свежая вода. А Роберт в семье был лишен живительной влаги любви, и он начал хиреть. Хиреть психически и физически. Чем больше он чах, тем большее отчаяние охватывало родителей. А затем на автобане Зальцбург - Мюнхен родители попали в автокатастрофу. У Роберта на руках осталось лишь свидетельство о смерти...

За те четыре года, что Роберт провел в Детской деревне-505, он так и не смог восполнить все то, чего был лишен в раннем детстве. У него опять есть мама, есть дом, тепло домашнего очага, братья и сестры, защищенность и, самое главное, любовь. Его мама из Детской деревни понимает, что должна дать ему как можно больше любви, чтобы он смог оправиться от психологической травмы. В школе он за это время добился хороших успехов. И все-таки в жизни с ним бывает нелегко. Он неуравновешен: то застенчив, а то взрывается в приступах гнева. Наверное, в подсознании еще живы его страдания без "родительского" детства. Если загублены первые годы жизни, потом чрезвычайно сложно заполнить пустоты, образовавшиеся в душе ребенка.