Портреты на фоне ночи.
13.06.2005
Ощущение вселенской несправедливости, как смог, висит над каждым рабочим кварталом, над каждой умирающей деревушкой. За истекшие годы многими утрачена вера в справедливость власти, в нравственность государства, та вера, с которой жили поколения советских людей, а с нею - смысл жизни и смерти. При этом вера в Христа Спасителя лишь тронула сердца, не изменив стереотипы, не коснувшись быта, оставаясь последним и тайным убежищем растерянного человека. А в видимой реальности мы притерпелись к окружающей нас мерзости беззакония, мы сами включились в гонку за богатством, славой, комфортом в той мере, которая нам доступна, и не понимаем, что идем не за путеводным Светом Звезды Вифлеема, а за болотными огнями наваждений. Сегодня 35% страны - нищие, 30% - бедные, то есть две трети населения России живут либо в нищете, либо на ее грани. Сегодня молчат все, даже церковь, о том, что власть, которая не препятствует вымиранию населения по миллиону в год, в лучшем случае безнравственна, а в худшем - преступна. Еще Владимир Соловьев в свое время говорил, что государство существует не для того, чтобы устроить рай на земле, а для того, чтобы на земле не было ада. Это предельно допустимый минимум. И с этим минимумом, с этой задачей наше государство не справляется ["14 января в МВД подвели итоги операции "Беспризорник", которая прошла по всей России в конце прошлого года. Больше тысячи доставленных в отделения милиции детей были под дозой. Почти 7000 - пьяные. Милиционеры ходили по школам, вокзалам, рынкам. Вокзал - настоящая кормушка для беспризорных, и сюда дети бегут в первую очередь...Бездомных детей доставляют в медицинские учреждения. Здесь они отмываются, отъедаются, отсыпаются. Потом их отправляют в детские дома, откуда ребята вновь сбегают. Как говорят беспризорники, они не в силах выдержать постоянные денежные поборы и сексуальные домогательства со стороны старших по возрасту". Российская газета. 5 января 2005 года, с.6. Бездомные ночуют в Интернет-клубах].
По окраинам городов и поселков, деревень и железнодорожных станций идет страшный и стремительный процесс самоедства. Торопливо режут металл и сдают в утиль, разбирают постройки и вывозят кирпич, плиты, перемычки, доски, бревна - все, что можно и нельзя. И все это делается с молчаливого попустительства властей. Кромсают то, что недавно строили, что приносило кусок хлеба и было составляющей народного хозяйства. Сейчас ни народа, ни хозяйства. Кто быстрее возьмет и дороже продаст. Главари взяли деньги и вещи, остальным оставили труп. Когда доедят труп, бросятся друг на друга ["В России убивают больше пятидесяти тысяч человек в год. 70 миллионов человек были осуждены в стране с 1961 года - такую цифру сообщил вчера на "круглом столе", посвященном профилактике преступности в РФ, депутат Госдумы Александр Гуров. В России ежегодно совершается 32 тысячи убийств и около 20 тысяч человек умирают от нанесенных им тяжелых повреждений". Страшная статистика. РГ, 8 декабря 2004 г., с. 3].
В храм приходит много писем, и не на все, к сожалению, удается ответить. В них тихое горе, непонимание происходящего вокруг и единственная надежда - на Бога. Как помочь этим неведомым далеким людям? Как поддержать их? Чем покрыть их нужду и одиночество? Между тем именно они, а не российские банкиры и политэлита, присылают небольшие переводы в помощь нашему Центру реабилитации, на поддержку сирых и несчастных в колонии, отрывая далеко не лишние рубли от своего бюджета.
"Батюшка Михаил, просим Ваших молитв за нас, грешных. Мы не смогли выехать на "материк" в этом году, не хватило средств. Муж третий месяц пропивает пенсию и зарплату свою, говорит, мои деньги, что хочу то и делаю. А на мою скромную зарплату трудно прокормить себя, внука (с нами постоянно живет), и сын приехал, окончив Духовное училище. Дали на работе 2 путевки в профилакторий. Муж сбежал с профилактория, пить нельзя - выгонят. Сейчас дома, а сын вместо него лечится. Сын не был с девушками и женщинами, у него простатит нашли, его друзья на "материке" рукоположились, а сыну надо жениться, он хочет уехать в Оренбург обратно, его ждут там. Помолитесь за Василия (сын), бол. Владимира (муж). И еще просьба: муж признался сыну, что дочь Галина ложилась с ним в кровать, пока мы в профилактории с сыном, и боюсь, что внук Кирилл это видел, стал по ночам кричать. Дочь Галина бьет Кирилла, работать не хочет, живет за счет мужчин и на алименты сына. Мне не дает внука, но и отдавать на опекунство не хочет. В церковь не ходят, и, пока мы лечились, не пускает сына в воскресную школу и на причастие. Еще просим молитв за среднюю дочь Марию, зятя Сергея, внучек Софию, Нину... 8 ноября 2004 г."
Письмо из Кайеркана от Татьяны Ив. Тихоновой
Многоуважаемый отец Михаил!
1 ноября Бог забрал у меня родителя. Ему было 94 года... И теперь я читаю Библию и постоянно наедине с Богом.
Угнетают только домушники. Как только выйдешь из дома, открывают дверь и забирают то, что им нравится. Это началось еще при отце. Я сменила замки, но, видимо, работают крупные специалисты. Тем более удивительно, что ценностей нет. Ни моя мать, ни я никогда не служили мамоне. У нас только самое необходимое, дак забирают посуду, постельные принадлежности, столовые приборы, и так постепенно все исчезает. Вроде даже в милицию обращаться неудобно. Да я и сама стараюсь отдать в храмы то, что имеет ценность, но они забирают оставшееся, стараясь усугубить мою беду... Писем от Вас не получаю, видимо, вытаскивают из ящика и выбрасывают. Какая злоба, люди готовы съесть друг друга. Совершенно окаменелые сердца.
Ростовская обл., Новочеркасск-21, до востребования, Отрешко Н.В.
Однажды в "Московском комсомольце" написали о том, что сын-студент нанес матери, учительнице начальной школы, девять ножевых ран просто потому, что та мешала ему с приятелем выпивать на кухне. Значит, никто не внушил ему, что даже помыслить дурное и грубое в адрес родителей - недопустимый грех. Никто не шлепнул по ладошке разбаловавшегося малыша, когда он в далеком детстве бил мать или отца по лицу. Никто не одернул его, когда, может быть, при гостях он говорил дерзости родителям. Отношения детей и родителей становятся часто недопустимо грубыми и пошлыми. Сам наблюдал сцену, как на крыльце сын пинал лежащего пьяного отца, а мать подзадоривала его.
Ребенок не понимает, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Взрослые, которые должны учить этому, безнадежно запутались. Евангелие, где на все прошлые и будущие времена сказано о смысле жизни и назначении человека, о смерти и примате нравственных начал, многими воспринимается как еще один, в длинной череде иных, памятник культуры и письменности. И поскольку ребенка ни в школе, ни дома не учат различать плохое и хорошее, гибельное и спасительное, то единственным и неутомимым советчиком остается телевизор, то дети без страха бегут прямо в пропасть. А взрослые расступаются и тупо смотрят им вслед. Беда в том (и в этом горький парадокс), что дети, падая в пропасть, не погибают физически, не исчезают, а возвращаются другими, изувеченными на острове "Повелителя мух", в местах утеснения и мучительной борьбы за право быть.
У американского писателя Селинджера есть повесть "Над пропастью во ржи". Герой образно представляет себе детство, как огромное поле ржи, в котором резвятся дети. Но это поле - на краю пропасти. И пропасть за стеной спелой ржи не видать. Задача героя - поймать ребенка на краю пропасти, не дать ему упасть.
Что такое пропасть? Это бесконечное число соблазнов и опасностей, подстерегающих ребенка, который только-только начинает жить и, конечно, не знает всех опасностей и ловушек, начиная с баловства со спичками и кончая коварством взрослых, для которых ребенок часто лишь удобное средство, а не существо с беззащитным сердцем. Его не остановят на краю пропасти, а, если будет выгодно, еще и подтолкнут.
Как можем, мы пытаемся помочь мальчишкам, которые оказываются в сфере нашего внимания. С 1992 года посещая колонию и работая с воспитанниками после их освобождения, мы пришли к выводу: надо делать все возможное, чтобы они не оказались там. "Перевоспитать" никого нельзя. Негативный опыт въедается в мозг и сердце, проникает в клетки и кровь, живет в подсознании и навязчивых снах. Думаю, даже создав семью, молодой человек еще долго будет ощущать тяжесть своего детского опыта. Поэтому мы еще в 1996 году стали думать о создании общественной организации, которая смогла бы осуществлять профилактические программы по работе с трудными и уличными детьми и подростками хотя бы в Ардатове. В 1997 году такая организация при поддержке Валерия Федоровича Абрамкина и сотрудников его Центра была создана и называется "Сретенье", что означает "Встреча". За истекшие годы организацией и нашим храмом были созданы Молодежный центр "Белый ветер", куда входит компьютерный клуб, тренажерный зал, зал спортивной борьбы и секция туризма, а также Центр реабилитации "Вера. Надежда. Любовь", который по своему характеру ближе к приюту для детей и подростков, а не к месту, где "реабилитируются". В Ардатове есть дом, где ребята живут во время учебного года, а также при Центре есть подсобное хозяйство. Оно расположено в пяти километрах от Ардатова в деревне Обход. Там дом для жилья, ферма с коровами, поросятами, курами и гусями. Столярная мастерская, теплица, сто гектаров пашни.
В муниципальном Центре реабилитации берут только по 20 детей ["Мы создаем приюты, всевозможные центры по реабилитации, а дети как оставались на улице, так и остаются", - сказала депутат Тамара Фральцова, отметив при этом, что никто не владеет точными данными относительно того, сколько в России безнадзорных детей: одни говорят - сто тысяч, другие - 4 миллиона.
"Неизвестно, сколько вообще детей живут на территории, поскольку не все они регистрируются по месту жительства. Неизвестно, сколько в том или ином населенном пункте неблагополучных семей, нуждающихся в особом внимании, да и само понятие "неблагополучная семья", по словам Фральцовой, в российском законодательстве отсутствует". Страшная статистика. РГ, 8 декабря 2004 г., с. 3.] в год. Больше не позволяет место и прокурорский надзор. Директор призналась, что в прошлом году, когда обнаружили троих лишних детей, ей очень попало. А всего по району нуждается в их помощи, как она говорит, 60 детей. Где они? С кем? Как живут? И на что? У нас в Центре реабилитации "Вера. Надежда. Любовь" их - 10. В Центре в основном живут, учатся и работают ребята из неблагополучных и неполных семей, сироты, инвалиды, а также те, кто освободился из Ардатовской колонии и кому некуда идти и ехать. Но таких мы берем по одному человеку, поскольку горький опыт прошлых лет научил нас: один воспитанник из колонии - еще куда ни шло, а двое - это колония в миниатюре, со своими неписаными законами и понятиями.
За прошедший год у нас в Центре побывало 54 человека. Кто-то остался жить и учиться. Кто-то летом заработал на обувь и одежду и вернулся в семью. Кого-то мы проводили в армию. К нам ребята попадают неожиданными и замысловатыми путями. Судьбы их изломаны и страшны, начинены событиями такой силы, что измерять их можно в тротиловом эквиваленте. Они все разные. Но одно их объединяет. Им всем с детства не хватало любви. А потом уже игрушек, сладостей, калорийной пищи, красивой одежды.
Вот Коля Колов. Года два назад уже жил у нас. К нам тогда попал из Нижегородского интерната для детей с психическими отклонениями. Мать - пьяница, два старших брата по очереди садятся в тюрьму, сестра вышла замуж за наркомана. Все живут в трехкомнатной квартире, постоянно пьют, не брезгуют наркотиками.
Первый раз Коля жил у нас более полугода, потом решил вернуться в Нижний Новгород. Устроился на работу в мелкую частную мастерскую по переработке пластмассы. Работал, снимал жилье, не пил, с родственниками не общался. Мать нашла себе мужчину, переехала жить к нему, одного брата посадили, сестра уехала с мужем в деревню поправлять здоровье. Коля перебрался в трехкомнатную квартиру и стал жить со вторым братом, который время от времени воровал у него деньги и пропивал с собутыльниками.
Потом Коля познакомился с девушкой, у которой был ребенок. Мать вернулась, освободился брат. Девушка с ребенком поселилась у них. Коля стал выпивать. Пошли скандалы. Недавно пьяная мать выбросилась с балкона и погибла. Коля неделю пил с горя, поссорился с девушкой, избил соседа, а тот вызвал милицию. Коля успел сбежать в Ардатов и от знакомого позвонил нам. Теперь работает скотником в деревне Обход, где находится подсобное хозяйство Центра реабилитации, и мечтает найти здесь жилье для себя и девушки с ребенком. Правда, та ни разу не ответила на его письма, а сотовый телефон молчит.
Вот еще один портрет "нашего современника". Из ардатовской воспитательной колонии Денис Мойтель освободился в марте прошлого года. Он написал заявление с просьбой принять его в наш Центр реабилитации. Приняли. Почти два года он провел за колючей проволокой за кражу со взломом продовольственного магазина. Школу бросил давно и часто воровал, чтобы прокормить себя и младшую сестренку. Часто осужденные рассказывают о себе душераздирающие, полные сентиментального надрыва истории. Но в данном случае не верить ему оснований не было. Пока он сидел в колонии, страшной смертью умерли его родители.
Это была неблагополучная, пьющая семья. Кроме Дениса в семье были еще двое детей - младшая Алена и старший Александр. Теперь Алена в интернате. Денис не помнит свою мать трезвой. Даже когда родилась сестра, мать по-прежнему пила и курила.
Квартира, в которой жили родители Дениса, находилась на первом этаже большого панельного дома на Автозаводе. В этой квартире всегда было тесно от посторонних людей. Спали на полу, пили что придется. Табачный дым слоился до потолка и никогда не выветривался. Играли в карты, дрались, предавались грязному разврату. С раннего детства шутки ради давали пить и курить Денису и его сестренке Алене. Дверь квартиры не запиралась, потому что давно был выломан замок. Ночью по полу шныряли крысы, которые приходили из подвала в поисках еды. Из квартиры вынесли и продали практически все, даже газовую плиту. Еду разогревали на старой электрической плитке. От нее ночью и произошел пожар. В дыму задохнулись беспробудно пьяные отец, мать и старший брат. Соседи вызвали пожарных, которые погасили огонь. Милиция приехала с опозданием. Крысы успели объесть лицо у отца, отгрызли нос.
В колонии о случившемся узнали от подруги матери Дениса. Она позвонила и рассказала обо всем. Заместитель начальника колонии по воспитательной работе пригласил к себе психолога, и они долго думали, как рассказать обо всем Денису. Боялись, что покончит с собой. Освободившись, Денис попросился в Центр реабилитации. А куда еще было идти? Стал с ребятами ходить на воскресные службы в храм, в трапезной вел себя тихо, был неразговорчив. Но выяснилось еще одно печальное обстоятельство - уже в колонию Денис пришел с диагнозом "хронический алкоголизм и наркомания".
Наши сотрудники поехали с Денисом в Нижний Новгород закреплять за ним сгоревшую квартиру, из которой он и сестра почему-то оказались выписанными еще при живых родителях. Стоило Дениса на полчаса оставить одного, как он сбежал. Две недели мы не знали, что с ним и где он. У него было немного денег, он был одет прилично: новые брюки, рубашка в клетку, кожаная куртка.
Разыскала Дениса по нашей просьбе одна верующая женщина, которая знала подругу матери Дениса. Он пил, кололся, глотал таблетки, общался со своими приятелями, ночи проводил в сгоревшей квартире на куче обугленного мусора. Он не помнил, где потерял справку об освобождении - единственный документ, который у него был и по которому мы хлопотали ему паспорт.
В нашем отделении милиции сказали, что справку Денис вполне мог заложить или пропить. Эти справки ценятся среди лиц, побывавших в местах заключения. Можно переклеить фотографию и получить паспорт. Наш районный отдел милиции сделал запрос в область, не был ли замешан Денис в каких-либо преступлениях, пока две недели гулял по Нижнему. Дубликат справки ему дали только после того, как он под диктовку оперативника написал заявление и пообещал после получения справки навсегда покинуть пределы Ардатова. Никому не нужны лишние проблемы. Кроме этого, он прошел обследование в нашей больнице на предмет заболевания венерическими болезнями и СПИДом. В течение двух месяцев староста нашего храма с Денисом почти ежедневно ездила в Нижний Новгород (а это в два конца 300 километров), пробивая ведомственные стены холода и непонимания. Ей удалось прописать Дениса и его сестру в их сгоревшей квартире. Между поездками Денис прятался от милиции в деревне. И мы вынуждены были идти на это. Без документов и нормальному человеку несладко, а Денису и вовсе смерть. Денис получил паспорт. В наши планы входило очистить квартиру от мусора и гари, подремонтировать ее, вставить окна, помочь с работой. Но Денис уехал. Он сказал, что будет пробиваться сам. Куда он пробьется, не имея ни жилья, ни денег, нам с печальной очевидностью известно. Но помешать ему уйти мы не могли. Вход и выход у нас свободны.
Таким примерам несть числа! Словно кровля упала на голову. Словно обрушилось небо. Не человек разумный, а человек растерянный и испуганный стоит на распутье сегодняшних дорог. Что случилось? Что происходит?
Растение погибает, если ростку не хватает солнца. Человек погибает, если в детстве ему не хватает любви. Сказанное, может быть, звучит банально. Но так же банальны закон гравитации или ежедневное наступление ночи. Мы переживаем последнюю мировую революцию. Восставшее человечество низвергает банальности и заменяет их пошлостями. И всем от этой замены не по себе. Потому что каждый если не сердцем, то кожей чувствует, что пошлость - не холст с известным всем нарисованным очагом, а последняя завеса, за которой неподдельный огонь преисподней.
В искаженном сознании современного человека перемешалось все: наука и религия, знания и сила, старые приметы и новая эра, богатство и бедность, низкое и высокое, красивое и уродливое, правда и ложь. Кажется, не за что ухватиться, не на что опереться. Нет ориентиров. Только собственные ощущения, свои чувства. Физиология - вот уровень, на котором все надежно. Вывод кажется бесспорным, но он - не человеческий. Этот вывод нужен тому, кто ненавидит в человеке человеческое. Этот вывод нужен сатане и тем, кто вольно или невольно служат ему.
В ардатовской колонии есть молитвенная комната. Старшим уборщиком вызвался Колосков Алексей. Верткий и уклончивый парень. Все время пытался помочь в мелочах: покрасить плинтуса, почистить подсвечники, составить списки тех, о ком молиться на службе, на полке книги расставлял по порядку, крестики и пояса с 90-м псалмом раздавал. Просил колечко с молитвой или взять после освобождения в Центр реабилитации. Меня пригласил Ганин, старший оперативник. Неприятное сообщение. Колосков пытался покончить с собой в молитвенной комнате. Скорее всего, разыгрывал театр перед служащими и своими авторитетами из отряда, но от этого не легче. Недавно освободился, в храм не зашел.
Конторщиков Костя - тоже уборщик в молитвенной комнате. Убийца. Убил мужика, который постоянно унижал и преследовал отца. Так рассказывал. Дали десять лет. Исполнилось 18.Теперь перевели, "подняли", как они говорят, во взрослую колонию.
Ковалев Александр - еще один уборщик молитвенной комнаты. После Конторщикова он вызвался помогать. Тоже убийца. Убил человека, который еще в детстве, когда ему было едва ли семь лет, надругался над ним. Александр не мог ни забыть, ни простить. Тем более что мужчина жил в их дворе и был частым собутыльником отца. Однажды по пьянке стал избивать отца в их квартире. Александр схватил кухонный нож и вонзил в спину. Дали четыре с половиной года, поскольку болен эпилепсией. Месяца через три освобождается. Просится к нам.
В субботу на исповеди был невзрачный худой подросток. Лет семнадцати. Убил троих. В глаза не смотрит, только искоса следит за реакцией. Одного убил из пьяной мести. Двух других - в гараже, когда с подельником зашли туда в поисках выпивки. Одного обухом топора, другого небольшой кувалдочкой. Перед этим накидывали на голову пиджак и били по голове. Вряд ли раскаивается, говорит, что особенно и не мучат воспоминания. Просто не думает об этом. До сих пор перед глазами его костистое, с впалыми щеками, лицо. Да как же поддаться такому тщедушному?! Бесы!..
Раньше, всего год-два назад, в нашей колонии сидели в основном мальчики-воришки, которые украли по шалости или бедности, а теперь преобладают преступления тяжелые: убийства, изнасилования, грабежи. Многие из осужденных подростков были брошены еще во младенчестве, часто не знали ни матери, ни отца, а только улицу с ее пороками и законами джунглей. Они были зачаты случайно, родились нежеланными, росли в лучшем случае без любви, а в худшем - в ненависти. Один мальчишка в колонии мне рассказывал, как летом сбежал из дома в деревне и жил в Нижнем Новгороде, как ночевал, где придется, был свидетелем и даже участником преступлений, грабил, пил, употреблял наркотики, участвовал в грязных делах. "Вы даже не представляете себе ночного города, - говорил он мне, - это какой-то Афганистан". Я понимаю его. Он имел в виду Афганистан не географический, а мистический, как место нескончаемой войны, насилия, мести, беззакония и отчаянных попыток выжить.
По данным статистики, за последнее десятилетие на 70% увеличилось число детских самоубийств, и сейчас эта цифра достигает 2000 в год.
Раньше в каждом дворе, при каждой школе был подростковый клуб. Теперь ничего этого нет. Но потребность подросткового возраста группироваться, собираться вместе осталась. Теперь они группируются стихийно в подвале, а выплеск негативной энергии происходит уже на улице. Запрета для них нет. Все более растет число насильственных, жестоких правонарушений. 10-12-летние дети находят удовольствие в истязании своих жертв. Все чаще молодые матери в возрасте от 14 до 18 лет оставляют своих детей прямо в родильном доме или выбрасывают на улицу - в мусорные баки, на свалку, в речку. За последние годы в два раза выросло число родителей из самой неблагополучной категории - пьяницы, наркоманы, садисты, педофилы.
К Святкам дети воскресной школы подготовили фрагмент спектакля "Золушка" по Шварцу. Сценки с лесником и его женой, беседа с королем, бал во дворце. Показали нашим ребятам из Центра реабилитации, всем желающим детям и родителям в Ардатовской художественной школе. Потом были приглашены в воспитательную колонию, где молодые "невольники" топали, кричали и свистели в конце (знак высшего восторга), не желая расставаться с "артистами". А недавно с той же "Золушкой" побывали в детском саду "Солнышко". Пятьдесят или больше малюток неотрывно смотрят на Золушку, лесника, дочерей мачехи и прекрасных гостей бала. Рядом с малышами на большом стуле, возвышаясь над всеми, сидит Роман Телегин. Длинные немытые волосы, темно-серые глаза, пальцы, вцепившиеся в колени. Ему двадцать лет, он из деревни Мыза. Когда он был ребенком, мать много раз бросала его на попечение деда и бабки в деревне, объявлялась и вновь исчезала, отец уехал и давно живет с другой семьей. Болезненно обидчив, неуживчив, несговорчив, много и бессвязно говорит. Имеет освобождение от армии и какой-то пункт в военном билете, который, как он говорит, не позволяет ему устроиться на завод. Сейчас живет в нашем Центре, подметает двор храма, выполняет несложные поручения, но всегда с пререканиями, бессвязными выкриками. Питается в трапезной. Хотели показать его психиатру, выхлопотать пенсию, но он ни за что не соглашается. Надолго ли у нас? Смотрит на игру детей, на танцы, а на лице то ли улыбка, то ли гримаса. Рассказывал, как в детстве, когда ему было лет восемь-девять, мать на его глазах лопатой убила пьяного сожителя, а потом он помогал ей вытаскивать труп в холодные сени.
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут", - говорит Господь в Евангелии от Матфея (Мф. 5. 7). Мы верим и знаем, что настоящее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать нуждающимся. Но современный мир строится на противоположных принципах. Конечно, есть много добрых людей, сердца которых не закрылись для любви и сочувствия. Но они, как правило, пожилого возраста, больны и сами нуждаются в поддержке. Те, кто богат, редко торопятся протянуть руку помощи. Государственные программы по работе с детьми и молодежью остаются на бумаге. А между тем современный тиран и растлитель умов - телевизор - насаждает образцы немыслимой роскошной жизни. Это рождает зависть и агрессивную жажду обладать всем, ничего не отдавая взамен. Это антихристианский дух, который разрушает самое ценное, что есть у человека, - душу.
Нам с непреложной ясностью видится одно: если человек не поймет, что основой жизни его и общества является нравственность, "нравственный закон внутри", о котором говорил Кант, если не ощутит главенство Закона Божьего над всеми прочими человеческими законами и нормативами, то сползание в пропасть небытия станет неизбежными и необратимым. Впрочем, уже сейчас вряд ли есть шанс остановить катастрофу. Выбор сделан в пользу материального благополучия избранных - "золотого миллиарда". Что же делать всем прочим? Оставаться людьми, оставаться верными идеалам красоты и любви, творить добро и помнить, что смерти нет, что каждый получит то, что заслужил. Господь говорит: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". (Ин. 16. 33).
Из одного российского монастыря прихожане привезли молитву, которая многим оказалась полезной и своевременной.
Господи Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть. Чтобы я прощал, где обижают. Чтобы я соединял, где есть ссора. Чтобы я говорил правду, где давит сомнение. Чтобы я возбуждал надежду, где давит отчаяние. Чтобы я выносил свет во тьму. Чтобы я возбуждал радость, где горе жжет. Господи Боже мой, удостой! Не чтобы меня утешали, но чтоб я утешал. Не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает. Кто забывает себя, тот обретает. Кто прощает - тот простится. Кто умирает, тот просыпается к новой жизни.
Вчера поздно вечером позвонил Денис Мойтель из Нижнего Новгорода. Сказал, что погибает, что нужна помощь, он просил принять его обратно в наш Центр. Приезжай, сказал я ему. Приезжай завтра.
Утром ребятам я сообщил, что приедет Денис, что нужно выделить ему уголок в доме. Но Денис не приехал. Он перезвонил ребятам и сказал, что его избили, что он не может с синяками показаться в Ардатове и приедет только после того, как они сойдут.
Будем ждать.
о. Михаил Резин
|