Зачем нужен наставник?
Первые сиротские учреждения появились еще в 18 веке, но даже по прошествии столетий такая форма устройства детей не смогла (и, наверное, никогда не сможет) заметить семью и значимых взрослых.
Сироты живут в закрытых учреждениях на всем готовом и по повторяющемуся изо дня в день распорядку: повара ежедневно готовят заранее спланированный рацион, уборщицы следят за чистотой, благотворители просто так привозят деньги и подарки.
В таких условиях дети просто не могут приобрести навыки заботы о себе, распоряжения своим временим, общения с людьми вне учреждения, не знают основные правила и законы жизни. Также у них отсутствует понимание, что чтобы что-то получить необходимо прикладывать усилия. Отсутствие этих навыков почти не оставляет выпускнику детского дома шанса на адаптацию к жизни и выживание.
В результате этого, дети:
быстро тратят большие суммы (часто, несколько миллионов рублей), которые дают им при выпуске их детского дома, продают выданные квартиры или становятся жертвами преступлений, отдавая своё имущество злоумышленникам;
не следят за своей гигиеной и чистотой места жительства, иногда продолжая по привычной схеме жить вместе десятками человек в одной квартире, что приводит к заболеваниям и пристрастию к пагубным привычкам;
не умеют планировать свое время и деньги, не способны выдержать рабочий распорядок, не могут сделать кажущийся нам элементарным выбор продуктов в магазине и приготовить себе ужин.
По этим и ряду других причин, согласно неумолимой статистике, около 80% выпускников детского дома не доживают даже до 40 лет. Дети становятся жертвами зависимостей и преступлений, попадают в тюрьмы или, лишаясь всего имеющегося у них имущества, оказываются на улице.
И только 10% детей устраиваются во взрослой жизни, находят работу, создают семью и заботятся о своих детях. Это ничтожно мало.
И если ребенку не повезло оказаться в семье, где новые мама и папа постараются привить навыки, которые позволят не допустить этих последствий, то здесь как нельзя кстати может оказаться фигура наставника, взрослого, правильно замотивированного человека, функция которого восполнить отсутствие такого важного навыка выпускника детского дома, как самостоятельность/самофункционирование/обслуживание большинства своих потребностей без посторонней помощи.
Наставник, человек вне сиротской системы, в идеале должен показывать на своем примере, как нужно заботиться о себе, как выбирать продукты и готовить ужин, как платить по счетам, как справляться с естественными трудностями в общении, на работе, делая все это в присутствии или совместно с ребенком, объясняя и показывая ему.
Цель наставника помочь ребенку адаптироваться к жизни, показать без прикрас ее естественное течение и законы, научить ребенка брать ответственность за поступки и решения, научить отстаивать свои границы и говорить нет.
Наставник Анастасия