Рецензия Г.В.Семьи на пособие Гезалова А: «Наставнику в помощь, или Как быть полезным ребенку из детского дома?»
01.08.2015
Рассказать другим: Рецензия на рукопись пособия А. Гезалова «Наставнику в помощь, или Как быть полезным ребенку из детского дома?» написанная им в рамках наставнического проекта над детьми-сиротами детских домов корпорации "РУСГИДРО".
В настоящее время с учетом специфики контингента детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подростковый возраст, инвалидность, сиблинги), крайне актуально развитие института наставничества, который фрагментально уже представлен в нашей стране и существует не так давно. Поэтому взгляд автора, имеющего собственный опыт проживания в институциональной системе, на внутренние процессы детского дома и внешние результаты его работы представляет несомненный интерес для читателя.
Пособие написано простым, ясным, доступным языком. Приводимые советы конкретны и обоснованы психологическими, педагогическими знаниями и личным опытом автора.
А. Гезалов, знающий по собственному опыту внутренний мир воспитанника, сегодня много посещает детские дома и общается с выпускниками, что позволяет ему в пособии отразить современные проблемы развития и готовности к самостоятельной жизни подростков.
Очень важно, что в книге приводится много информации и полезных советов по первым контактам волонтера и ребенка, пошаговые технологии взаимодействия и выстраивания отношений. Усвоению материала способствую приведенные в книге конкретные примеры.
Автор методически грамотно показывает как вести дневник общения, как реализовать проекты, которые помогут наставнику эффективно выполнить социальный заказ ребенка.
Вместе с тем следует отметить, что указанная в книге проблема ежегодного увеличения в России «количества социальных детей-сирот разного возраста, попадающих в дома ребенка, школы-интернаты, детские дома и другие детские учреждения после пережитого негативного социального опыта в семье», не соответствует действительности. Ежегодно число выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, сокращается на 8-12%.
Кроме того, рекомендуемая диагностика мозаика развития каждого ребенка требует определенной квалификации в части интерпретации, что предъявляет определенные требования к волонтеру, о чем не говорится в пособии.
Также следует отметить использование специальной профессиональной терминологии, которая может оказаться недоступной читателю. Например: «интериоризация внутренних и внешних ресурсов ребенка в сочетании с предлагаемыми обстоятельствами». Либо необходимо в виде ссылки давать пояснение, либо привести в конце словарик.
Следует также удалить некоторые смысловые повторы. Например, в программе «Курс выживания в обществе» в актуальности вновь рассказывается о психических последствиях социальной, материнской депривации. Также из этого раздела следует убрать методическую и теоретическую основу, так как они представляют собой перечень фамилий ученых, а не содержание основ.
Данное пособие может быть использовано при подготовке волонтеров к роли наставника, а также для самостоятельно чтения для широкого круга читателей, в том числе тех, кто задумывался о том, как помочь детям-сиротам. Это поможет им понять собственную мотивацию наставничества, примерить на себя роль наставника и оценить свои силы для этого благородного и очень нужного детям взаимодействия.
Пособие действительно отвечает на вопрос «Как быть полезным ребенку из детского дома?» и после учета сделанных замечаний может быть рекомендовано к печати.
Рецензент: Семья Галина Владимировна, зав. лабораторией развития социальных систем защиты детства Столичной финансово-гуманитарной академии доктор психологических наук, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассказать другим:
|