Как изменить фондам и НКО вектор работы с сиротами?!
15.04.2015
Рассказать другим:
На днях ко мне одновременно обратилось несколько общественных организаций, курирующих детские дома. С одной и той же проблемой: после того как эти НКО перестроились и вместо подарков стали приносить детдомовцам знания, сироты отказались сотрудничать. Дети саботируют новые проекты, потому что привыкли получать дары. Мало того, вслед за детьми сотрудничать с добровольцами отказываются и в администрации учреждений. Здесь тоже испугались чего-то нового и неизвестного.Многие волонтёры и НКО поняли наконец, что фальшивые заигрывания и набеги в детский дом с дарами и подношениями не делают детей лучше. Скорее - делают даже хуже, потому что на выходе из детского дома воспитанники остаются не приспособленными к самостоятельной жизни иждивенцами.
И вот привычные схемы рухнули, но желание что-то изменить и сделать процесс работы с детьми более созидательным осталось, конечно. Волонтёры бросились придумывать проекты, направленные на образование и подготовку сирот к взрослой жизни. Однако ключа к изменению детдомовской системы по-прежнему нет.
Да, у организаций появилось новое видение проблем социального сиротства и способов их решения. Однако при этом НКО не знают, как это видение применить в на деле. У них нет плана работы с сиротскими учреждениями, скорее всего нет договоренности с вышестоящей организацией, да и директор детского дома не в курсе новых веяний. Привычный шаблон сотрудничества его устраивал. А теперь появилось много вопросов: кто и когда будет проводить занятия, о чём они будут, как будут влиять на детей? Какие темы будут затрагиваться? Не будет ли волонтёрская образовательная программа дублировать то, что уже делает сама система? Не вызовут ли добровольческие занятия нормальную ревность педагогов детского дома, а потом и зависть? Какая будет периодичность встреч добровольцев и детей, и очень важный вопрос - где? В стенах детского дома, образовательном центре, будущем месте учёбы и жизни детей?
Очень много вопросов, на которые нужно обязательно дать ответы в виде плана работы, чёткого видения роли всех участников процесса. Ну и насколько все это будет растянуто во времени? Будет ли дальнейшее сопровождение детей? Важно, чтобы это была долгосрочная программа опеки конкретного учреждения и конкретных детей. Не скакание по детским детдомам ради галочки, а вдумчивая и стратегически выверенная работа. Не навал на детей всех подряд развивающих игр, которые нашлись под рукой, а индивидуальная работа с каждым воспитанником детского дома. С планом такой работы и дневниками успехов. Для дальнейшей капитализации реализованного проекта.
Всё это безусловно малознакомо и директору учреждения, и детям, неизвестно и сотрудникам учреждений, курирующих детский дом. Для достижения консенсуса о сотрудничестве необходимо провести ряд круглых столов, мозговых штурмов, хотя бы нормальную презентацию проекта. Это весьма трудны и сложный процесс, но его необходимо завершить, чтобы все участники процесса почувствовали его и прозрачность и полезность. В первую очередь, для самих детей. Замечательно, когда люди находят в себе силы признаться, что зашли в тупик и старые инструменты не работают. Значит, есть время остановится и начать всё заново.
А.Гезалов
http://philanthropy.ru/blogs/2015/03/16/26106/ Рассказать другим:
|