Рассказать другим:
Недавно фонд «Солнечный город» открыл при очередном детском доме очередную социальную квартиру - для адаптации будущих выпускников к взрослой жизни. Если быть точнее, выделили комнату в детдоме, поставили кровати и холодильник и назвали все это социальной квартирой. Такие проекты не готовят подростков к самостоятельности. Наоборот, оставляют в рамках детдома и своей исключительной «социальности».
Фонды и сиротские учреждения упорно создают проекты при детских домах, хотя главная задача как раз в том, чтобы максимально оттянуть детей-сирот от стен их становища. Понятно, что зачастую просто не хватает ресурсов, но зачем вообще делать проект - без необходимых ресурсов-то? Самостоятельные шаги за пределами детского дома, в новом личном пространстве возможны только вне социальных систем. Сирота должен понимать, что ему много чего надо будет делать, что придется самому решать вопросы, которые нахлынут на него как раз после выхода из стен детского дома. Что во внешнем мире ему будет сложно ужиться с «домашними», которые будут и боятся и избегать общения.
Сходить в аптеку, обратиться в поликлинику, спланировать домашний бюджет и отправиться за покупками в супермаркет - даже такие простые навыки недоступны для многих сирот, чего уж говорить о более сложных вещах. За пределами сиротского учреждения совсем иной мир, иные люди и иное пространство, - совсем не похожие ни на детский дом, ни на комнатку при детском доме, которую назвали квартирой.
Такое ощущение, что подобные проекты появляются просто для галочки - уж точно не для того, чтобы зложить необходимые качества или компетенции. Практически нет социального заказа на повышение уровня резилиенса (жизнестойкости) сирот.
Я посещал подобные квартиры за рубежом. Там социальные работники намерено заставляют ребенка делать самостоятельные и ответственные шаги. Подросток живет один в квартире, которая находится в простом доме, и в этой квартире ребенок - полный хозяин на два года. Время от времени социальный работник приходит в гости, заранее договариваясь с ребенком - чтоб сформировать в нем понимание личных границ. Ведется журнал, в котором отражается вся динамика встраивания ребенка в непривычное для него пространство. Через общение, предлагая выполнить то или иное задание, соцработник постепенно приходит к выводу, что ребенок готов: сам может оплатить коммунальные платежи, через интернет купить любой билет, в театр или кино, или на поезд.
Как это можно организовать сейчас в России, ума не приложу. Но имитация адаптации в «социальных квартирах» при детдомах - точно не на пользу сироте. Он как жил сознанием сироты с привычно посещающими его воспитателями и алгоритмом поведения, так с ним и не расстается. Очень часто, приезжая в детские дома, встречаешь там выпускников, все еще живущих в этой системе. Потому что система ничего не сделала, чтобы сироты научились жить самостоятельно. И они бегут обратно к стенам любимого детского дома, где даже есть социальная квартира. Сиротский зов сильнее желания идти вперед. И это должно настораживать. И фонды, и детские дома.
А Гезалов
http://philanthropy.ru/blogs/2014/03/06/14908/#.UxmM2dz6J5s
Рассказать другим: