Усыновление глазами усыновительницы из детдома
09.09.2013
Рассказать другим: Понимание того, что такое усыновление ко мне пришло только после выпуска из детдома, поскольку саморефлексия своих мыслей, состояния, в детдоме невозможна, так как живешь в «потоке» жизни и решаешь такие вопросы как: «выжить», «заработать авторитет», «завоевать самостоятельность» и пр.
Что такое «усыновление, опека, гостевой режим» глазами детдомовца? Что же, расскажу свой личный опыт, а после о картине в целом.
В детдом приехала под предлогом «посещения больницы», что конечно очень тяжело было принимать. Представляете, вот живешь ты в приюте, веришь: «Мама обязательно меня заберет!», а тут выясняется.. детдом. На тот момент мне ведь и не сказали, что маму лишили родительских прав. Вопрос в голове был: «Почему? Почему Вы не говорите, что со мной происходит?», о том, когда мама была лишена прав и само решение суда, прочитала только 4 года спустя...
Детдом...брр.... До сих пор переворачивает. Переворачивает от системы, отношения к ребенку, его понимания «кто» он в этой системе. Конечно, были хорошие воспитатели, к которым я испытывала теплое чувство привязанности, но в то же время, часто это чувство сопровождалось и другим чувством - предательства, когда я уже не являлась «любимчиком».
Вникать в систему начала приблизительно через полгода. И стала ненавидеть слово «смотрины». «Смотрины» у нас были двух видов: спонсорские и усыновленческие (это мой лексикон).
«Спонсорские». У нашего детдома был хороший спонсор, от него приезжали всегда много женщин, некоторые даже со своими детьми. От нас всегда требовалось представить «хорошую» программу, обычно это был концерт талантов. Подарки были шикарные и что говорить, конечно, все им радовались, такого шика, изобилия, никто и видеть-то не видел. Открываешь и подарок думаешь: «Побольше, всего побольше» - и все равно было кто именно их подарил. Главное «схапать» хороший подарок. А знаете почему? Потому что каждый ощущал такую ситуацию: Приехал спонсор, посмотрел какие мы хорошие и директор замечательный; - он получил что хотел..., удовлетворение от своих «благих дел»; а каждый воспитанник чувствовал что «продался» и его «купили», поэтому считали, что хороший спонсорский подарок - оправданное вознаграждение за это. Цинично, да.
Самое интересное всегда происходило после «смотрин». Директор водил спонсора по группам, заглядывали в «наше» пространство, не спрашивая разрешения на это у нас... это могла быть моя полка с одеждой; кровать; мой шкафчик с полотенцем и щеткой, при этом комментируя сколько раз я сбежала, написалась, как я учусь... И «добрый» спонсор считал каждый раз «своим долгом» меня «полечить», а вдруг хорошей стану? После «прогулки» по детдому для спонсоров всегда организовывался «чай», стол просто ломился от изобилия «печенюшек», мы подглядывали в кабинет директора и с завистью смотрели на вкусные «печенюшки».
«Усыновленческие смотрины». Как это происходило: в детдоме был достаточно большой зал, мы садились вокруг и «доброжелатель» проходил по кругу под разным предлогом: «Как тебя зовут? Чем занимаешься?..» Помню к нам приехали американцы, и мы снова сели в «кружочек». Американка похожая на бомжа проходила вокруг и 13-14 летним подросткам тыкала в лицо медвежонком со словами: «What is your name? You're good!». Подошла ко мне и тем же медвежонком.. фу...блин...про себя думаю: «Иди в жопу, а...»
Часто пытались манипулировать словом «мама». «Воспитатели это ваши вторые «мамы», их слушаться надо и уважать! Господа, вы кого обманываете? Работаете вы, и не за бесплатно, а за деньги. Мы - ваша работа». - Возможно это и откровение, но откровение реальной правды, нужно называть вещи своими именами. «Да работаем, да, за деньги, но так случилось и нужно жить дальше, а мы вам постараемся помочь, если вы позволите, если нет, что сделать нам, чтобы вы нам доверяли?» - спроси меня так, возможно «бунтов» было бы меньше.
Что скрывать, ребенок из детского дома очень нуждается во внимании, тепле, ласки, но он готов принять это только от того, кому доверяет. А как доверять, если все вокруг враги? И жизнь не мед?
Я нашла выход из этой ситуации. Познакомилась с девочкой с деревни, сблизилась с ее семьей и ее маму стала называть мамой, это помогало мне выживать, жаль конечно, что отношения наши не сложились после выпуска из детдома.
И получается, что сама система изнутри работает против усыновления, чтобы заслужить доверие детей могу дать несколько советов:
1. Спонсор. Когда в вашем детском доме появился человек благих намерений, не поленитесь собрать детей и рассказать им об этом. Спросите мнение детей на этот счет, выслушайте мнение каждого и прокомментируйте его с учетом всех реалий. Объясните, зачем пришел спонсор, и что может происходить с детьми. Каждое действие, которое происходит с сиротой, он должен знать о нем и вы должны спросить у него разрешение на это действие, обязательно, иначе он будет вас ненавидеть. И не устраивайте публичных чаепитий, вас за это будут призирать, дети чувствуют фальшь.
2. Скажите, кому понравится, когда приходят, смотрят на него и него, а потом на тебя и выбирают четвертого? Не приглашайте усыновителей под предлогом «смотрин», нельзя так, это дети, а не живой товар. Моя мысль состоит в том, что необходимо изменить вектор движения: не усыновитель к ребенку, а ребенок к усыновителю. Ребенок сам приходит, смотрит, учится доверять. Я не имею в виду ребятишек из домов ребенка, конечно, этим детям лучше, когда родитель приходит сам.
Мне бы хотелось в свое время, чтобы был список семей в детдоме, семей которые мне были известны, а может и не известны, но это был бы уже МОЙ выбор. К каждой семье, у меня было свое отношение и на его основании я могла бы выбрать в какую семью идти знакомится и возможно найти родителей, а не чтобы «гостевые» люди приходили и брали меня на «гостевой режим»: - «ну мы посмотрим, нравится или не нравится, а вдруг не подойдет?».
P.S. Сотрудники берут на себя ответственность, думая что детям будет хорошо от этого, не спрашивая самих детей о том чего они хотят. Принимают решения, не учитывая интересов детей, думая, что дети-сироты от этого «хорошего решения» должны быть счастливы, но нет, каждая «ответственность» - это судьба ребенка на совести сотрудника, поэтому, прежде чем принять решение необходимо подумать 150 раз.
Ваша, Мария Данилова, приемная мама Рассказать другим:
|