Адаптация сирот летом
27.05.2013
Рассказать другим: На днях завершился адаптационный лагерь для детей-сирот "ПИРС", где мы пытались встряхнуть их, расслабленных перед самым выходом из стен привычной любви и заботы. Где сирот реально любят, кое-где бьют, но в целом задача детского дома ведь не в том, чтобы выпустить робота-самоучку, а довести до порога детского дома, а потом, помахав рукой, вернуться в группы, там еще есть кого беречь. Часто, бывая на выпускных вечерах, я вижу ошарашенных детей-выпускников, которые зазубрено твердят слова, что все будет хорошо, сами не веря в свои же мысли и слова, так как реальность гораздо реальнее того мира, в котором они привыкли жить, получая все и вся только потому, что они сироты. И уже через час после того, как они окажутся за порогом детского дома, им так захочется в него вернуться вновь.
Причем лагерь мы проводили для детей реально ухоженного детского дома, где нет дедовщины, где директор болеет за детей, открыта для новаций. Но и ее дети оказались не то что сырыми перед выходом из вкусной системы, а просто настолько разбалансированными и напичканными иллюзиями, что мне подумалось, что лучше бы их забрали пораньше в семьи. Но понимаю, что для детей-сирот старшего возраста это просто нереально, все хотят малышей поменьше и покрасивше. Наши разные, но и они могли бы в этом возрасте попасть в семью, проводи с ними лагеря по подготовке к семье, но это, опять же, нереально. Система не даст этого никогда сделать, так как она получает за каждого сироту определенную мзду, а кто отдаст мзду просто так? Вот и сидят сироты на окнах ухоженных и облизанных спонсорами детдомов, и в них зреют мощнейшие иллюзии, что мир ждет их в свои теплые объятья. Наш лагерь весьма ярко выявил эти установки, где в основе завышенная самооценка на фоне заниженных знаний и возможностей. Об этом непростой разговор в этой статье.
Ну, во-первых, в детдоме каждый за себя, и дети сплачиваются только тогда, когда нужно решить свой вопрос. Даже участвуя в командных проектах, дети так и оставались одиночками. Без этого не выжить в системе детского дома будучи зависимым от тесного общения. Они в этом просто мастера - подтянуть, оттянуть, привлечь на свою сторону нужное лицо. Богатый опыт позволяет это делать легко и просто.
Часто между ними вспыхивали конфликты, имеющие историю из детского дома, где в основе - определенный статус, которым ребенок наделяется в системе. Будь то по физическим признакам или интеллекту. Второе для старших сирот крайне важно, так как умение уколоть ценится выше удара кулаком, так как цепляет всех рядом находящихся. Эти иерархические разборки проходили в течение всего лагеря и меня совсем не удивляли, так как взаимотолкание в детском доме - это процесс постоянный, и это даже большая часть жизни детского коллектива. Вмешиваться сложно человеку стороннему, посему все споры фактически я брал на себя как человек, прошедший систему детского дома, другие же инструкторы просто старались хорошо делать свою работу. Полномочия быть судьей мне дали сами дети как своему, бывшему воспитаннику детского дома. Это весьма важный фрагмент в работе таких проектов, так как если дети не имеют между собой делегированного посредника, они уже начинают переходить к более активным процессам. Это и групповое игнорирование, драки и громкие обзывки, чтобы больнее задеть соперника. Фактически разруливание этого процесса наиболее актуально в этой среде, иначе лагерь превратится в зону, где все приспособления сирот выходят на первый план.
Были, конечно, дети, которые не боролись за свои статусы, так как их (статусов) просто не было. Так, один парень, которому завтра тоже выходить из стен детского дома, терпеливо носил на футбольное поле по стакану воды каждому из игравших на нем сирот. Объяснять ему, что не надо унижаться перед теми, кто посильнее, не было никакой возможности. Приходилось говорить с ребятами в иной обстановке, объясняя, что унижение так и останется в памяти как их самих, так и того, кого они унижали, и потом может произойти роковая встреча. Накал посылок парня снизился в разы, в детском доме это также невозможно, потому что статус униженного понимают все, в том числе и воспитатели. Часто педагоги не имеют реального авторитета и влияния на сирот, они вынуждены смириться с данной ситуацией. Так и живет ребенок в своей ложе до выхода из стен детского дома, а как будет у него потом - большой вопрос. Ведь не все же выходят из детдома неколоченными и сплющенными. Чаще всего их большинство, а значит, вопрос адаптации стоит очень остро.
Кстати, насчет воспитателя, она очень старалась помогать ребятам и чувствовала себя весьма неловко из-за того, что дети местами явно безграмотны и не умеют высказать свое мнение. Краснея, сидя за спинами детей, она шептала им верные ответы, а те, вместо того чтобы напрячь самим мозги, вертели головой в ее сторону, как птенцы, ищущие червячка, - так это привычно. А куда они повернут голову тогда, когда, выйдя из стен детского дома, не будет детдомовского ангела, который будет биться за честь детского дома, но никак не за знания сирот. И это не ее вина, что дети такие пустые, это системный процесс. Она в нем просто живет, а вот реально включиться в обучение и много чего еще - не может, не для того она там.
Детский дом - худое гнездо, пусть даже оно будет трижды золотым, так как не развивает в ребенке такие важные процессы, как партнерство, искусство, развитие и созидание, без которых сироте будет сложно устроиться в этой непростой жизни. Но даст Бог, рядом с ними будут понимающие их трудности люди и не дадут пропасть, как пропадают они после того, как после прыжка из гнезда, пикируя, несутся к земле. Дай Бог. Мы рядом.
Автор - руководитель детского адаптационного лагеря "ПИРС" А.Гезалов, шеф-редактор проекта: http://www.uspeshnye-siroty.ru
http://publicpost.ru/blog/id/29890/ Рассказать другим:
|