Первый в России социальный "ЕГЭ" провели в ульяновском детском доме "Соловьиная роща". Главная цель проведения необычного экзамена - узнать, насколько готовы выпускники учреждения к выходу во взрослый мир. Задания для "ЕГЭ" разработали сотрудники ульяновского регионального благотворительного фонда "Дари добро", совместно с экспертом Общественной палаты РФ Александром Гезаловым.
Испытание яичницей
Худенькая 11-классница Наташа приносит поднос, на котором стоит тарелка со щами, картошка с грибами и овощной салат. Пахнет аппетитно.
- Это постные блюда. Я вытянула билет с другим заданием, но так как я пощусь, мне разрешили приготовить обед по своему рецепту, - рассказывает девочка.
Шесть воспитанниц "Соловьиной рощи" демонстрируют результаты своего первого "экзамена". Одной досталось сварить на завтрак молочную кашу и отварить яйца, другой - сделать макароны с курицей и салат. Из обычной картошки с сосисками третья девочка приготовила нарядное блюдо, которое не стыдно поставить и на праздничный стол. "Я люблю готовить, с детства смотрела, как мама это делает", - говорит она. Педагоги оценивают - получилось вкусно.
- Вообще, обычно для нас готовят повара. А по воскресеньям мы это делаем сами. Наша квартира любит манты, печет пироги с капустой. Мальчишки тоже помогают - ставят и раскатывают тесто. Первое время готовили под руководством воспитателей, а теперь и сами справляемся, - улыбаются выпускницы.
То, что для обычного, "домашнего" ребенка - часть обычной жизни: сходить в магазин, сварить себе кашу или сделать яичницу, для воспитанников детдома - испытание. На определенную сумму им нужно было купить все необходимые продукты, проследить, чтобы они были свежими, а денег хватило. Девочки признаются: планирование бюджета - одна из главных сложностей, с которыми им совсем скоро придется столкнуться. Воспитателя, который подскажет, поможет, покажет, рядом больше не будет.
- Наши выпускники поступают в учебные заведения, которые предоставляют им общежитие, начинают жить самостоятельно. В месяц они получают примерно по шесть - семь тысяч рублей - это стипендия, пособие, различные выплаты. Соблазнов много: хочется сразу всего и много. Вот и бывает так, что в сентябре - октябре новоиспеченный студент покупает себе на всю сумму куртку, а потом понимает - а жить-то не на что, - говорит директор "Соловьиной рощи" Татьяна Агеева.
Ощущение дома
Проблема адаптации воспитанников детдомов к "большому" миру давно стоит остро. Закон не позволяет предоставлять им большой самостоятельности. В школу, поликлинику, на различные мероприятия дети должны ходить только с воспитателем. В теории они, может быть, и знают, что и как делать. Но на деле все зачастую получается совсем не так, как виделось. Тем более, что во многих детских домах, обласканных спонсорами и властью, условия в буквальном смысле, тепличные.
В "Соловьиной роще" воспитанники живут квартирами. В каждой - прихожая, по четыре спальни, гостиная, большая кухня, санузел. Есть вся необходимая техника - телевизор, DVD, микроволновка, чайник... Дети здесь разновозрастные; за каждой "семьей" закреплена мама-воспитатель. В том же здании можно заниматься спортом - в секции косики карате, цирковой студии.
Когда воспитанники выходят за стены детского дома, жизнь, бывает, меняется кардинально. Особенно у тех, кто поступил не в вуз, а в профучилище. 15-летний подросток зачастую просто не может постоять за себя. Он остается с проблемой один на один. Стипендия маленькая, знаний недостаточно, а отношение - уже как к взрослому.
- Хорошо, если педагог училища к ребенку проникнется - не жалостью, а пониманием. Все же многие из наших воспитанников жили у нас с рождения, либо поступили сюда малышами. И все эти годы за них все делали, они были под защитой. Научить детей приготовить еду "из ничего", сохранить достойный вид, очень важно, - говорит директор "Соловьиной рощи".
По инициативе фонда "Дари добро" в детдоме начинают готовить ребят ко взрослой жизни с седьмого класса. Старшие водят в садик младших, сами ходят в школу без сопровождения взрослых.
- Говорить, что это "можно", неуместно - мы это просто делаем. Все на доверии: мы стали новаторами, ввели журналы движения детей. Куда бы они ни ходили, я ставлю свою роспись, несу ответственность. На свой страх и риск, - рассказывает Татьяна Агеева.
Самостоятельность начинается с мелочей. Когда детский дом только открывали, директору пришлось совершить небольшую "революцию". Например, отказаться от "именных" чашек, полотенец, ведь в обычной жизни мы их не подписываем. Чтобы было полное ощущение дома, а не детдома.
- Но все равно для того, чтобы взять какую-то справку, сходить в поликлинику, нужно проявить самостоятельность. Бывает и так, что выпускник звонит мне поздно вечером - у меня температура, Татьяна Васильевна, помогите! Хотя мы им даже раздаем памятники, где указано, где находится их поликлиника, к кому обратиться, куда идти за юридической помощью, - поясняет директор детдома.
Правовые вопросы, при пока еще царствующей бюрократии, одни из самых больных. Представьте: ребенка заставляют искать справку о родителях, с которыми он не жил. Они неизвестно когда умерли, он их не знал, а ему не дают из-за этого документ. Его гоняют по инстанциям, он раз пойдет, два, а в третий - уже нет.
Твердая "пятерка"
Понятно, что в родном детском доме выпускника, если он обратится за помощью, поддержат всегда. Но каждый раз бегать к Татьяне Васильевне не получится. Нужно учиться жить, надеясь на себя. А потому социальный ЕГЭ необходим - в этом уверены и сотрудники детского дома, и сами воспитанники. Он показывает главное - на что обратить внимание в программе адаптации детей.
В планах фонда "Дари добро" - тиражировать социальный ЕГЭ в других детдомах.
- Сегодня девочки показали, как они умеют готовить еду, планировать бюджет, выбирать продукты. Правовая грамотность важна для любого человека, а для сирот это важно тем более - у них есть большое количество льгот и возможностей, о которых им важно знать. Наконец, они продемонстрировали, как поведут себя в бытовых ситуациях: что будут делать, если резко заболит живот, знают ли, какие лекарства нужно иметь в аптечке, как покупать билет на поезд, куда обратятся, если прорвет трубу, потечет кран... Время до выпуска еще есть, пробелы в знаниях, которые обнаружились в ходе ЕГЭ, надеюсь, успеем заполнить. И сам ребенок, возможно, по-иному взглянет на вещи, которые раньше недооценивал, - говорит директор фонда Виктория Ефремова.
По ее словам, в детях сегодня крепнут иждивенческие настроения - они чувствуют себя особенными, ведь к проблеме сиротства сегодня привлечено большое внимание. Не думают о будущем.
Еще один важный момент - по мнению Татьяны Агеевой, исходя из результатов социального ЕГЭ, можно было бы дифференцировать зарплату сотрудников детдомов - чем больше ребят выходит готовыми к реалиям взрослой жизни, тем выше должен быть заработок.
- Мы своей работой гордимся. Пока все наши девочки-выпускницы, ставшие мамами, живут с мужьями - гражданскими или официальными. Это значимый показатель. Для ребенка-сироты построить семью - это как слетать на Марс, - говорит директор "Соловьиной рощи".
"Нужно чтобы ребенок-сирота знал не только как выглядит рыба, но и как выглядит удочка, благодаря которой у него всегда будет рыба", - считает Александр Гезалов. В рамках социального ЕГЭ это твердая "пятерка".
Справка "РГ"
Сегодня в детском доме "Соловьиная роща" воспитывается 60 детей. Шесть девочек в этом году выпускаются. По словам Татьяны Агеевой, из всего количества выпускников, "потерялись" трое - об их дальнейшей судьбе ничего не известно.
Директор "Соловьиной рощи"18 раз становилась "бабушкой".
На данный момент в детских домах Ульяновской области воспитывается чуть более 900 детей.
Комментарий:
Александр Гезалов, эксперт Общественной палаты РФ, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ, публицист, выпускник советского детского дома, автор книги "Соленое детство" (взято с его личного сайта):
- С тех пор, как был создан первый в СССР детский дом, понятиe "минимальный стандарт знаний для дальнейшей социализации" не было введено в обиход. Время было другое, отношение к проблеме адаптации сирот тоже. Считалось, что если ребенок умеет почистить картошку, он уже не пропадет.
Сейчас требования к выживанию в обществе гораздо выше. Государство, как это ни странно, не является основным заказчиком успешной адаптации сирот в будущем, главное - чтобы ребенок жил в детдоме комфортно. Заказчиком, по сути, является сам ребенок, но он об этом не знает.
Возможно, детскому дому необходимо и самому принимать креативные идеи относительно создания продуктов, помогающих в реализации программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Когда вместо очередной поездки за рубеж, на собрании попечительского совета директор предложил бы создать модель, где те же ресурсы спонсоров можно было бы использовать в работе с будущим сирот сейчас. Создать внутреннюю программу подготовки сирот к социальному ЕГЭ и данный документ (как дневник) мог бы зафиксировать все вложения, которые были произведены в сироту, на выходе из стен детского дома. Чтобы выпускник пролистал все то, что ему дали за этот период жизни, чтобы он мог это оценить, поднять в памяти те знания, которые давались ему в течение времени жизни в детском доме.
Да и сам коллектив детского дома, на основании последнего экзамена, мог бы понять, что еще не сделано для того, чтобы интеграция была более успешной. Взвесить все пройденное, учесть ошибки и недочеты и скорректировать свою образовательную и воспитательную работу. После чего появляется и методическая база, и проекты, и возможность привлечь новые ресурсы для создания новых программ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.
Российская газета: http://www.rg.ru/2013/03/29/reg-pfo/detdom.html
Рассказать другим: