Рассказать другим:
Новый закон "Об образовании" вводит "правило одного вуза" для льготников, в том числе и для сирот. О том, как повлияет эта инициатива на жизнь и образование детей, оставшихся без родителей, размышляет эксперт, член Общественной палаты Александр Гезалов.
В сентябре 2013 года вступает в силу закон "Об образовании", который, в частности, устанавливает "правило одного вуза" для льготных категорий абитуриентов, включая сирот. Теперь льготники смогут воспользоваться преимущественным правом поступления в вуз только один раз. О том, как повлияет эта инициатива на жизнь и образование детей, оставшихся без родителей, размышляет эксперт, член Общественной палаты Александр Гезалов.
Осенью вступит в силу закон, который лишает детей-сирот первоочередной возможности поступить в высшие учебные заведения. Не знаю, какими мотивами пользовались законодатели, но, на мой взгляд, в общественном сознании сохраняется определенный перекос: сироты - это только те, кто живет в детских домах.
При этом, случайно или нет, мы забываем, что есть и приемные родители, которые взяли детей, поживших в системе и уже утративших образовательные навыки, в свои семьи. Как раз этим родителям было бы весьма важно подтянуть ребенка до минимального уровня и устроить его в высшее учебное заведение. Есть сироты, которые учатся хорошо, но не имеют привычного блата и протежирования. Чаще всего они живут в приемных семьях. Мне известны детские дома, из которых почти 80% сирот поступают в вузы, потому что это нужно и коллективу учреждений, и самому детскому дому.
Понятно, что дети-сироты, которые живут в детдомах и интернатах, нередко теряют всякое желание учиться, что влечет за собой плавный переход в ПТУ: еще долго они будут под опекой государства и смогут отсидеть в ПТУ целых шесть лет, пройдя по "обменной программе ничегонеделанья". В ПТУ они часто рожают, ведь есть время быть свободными от обязательств. Через некоторое время, если не сделают аборт, что у них бывает довольно часто, бросают учебу, и ищи-свищи их потом.
Бесполезные подарки
Безусловно, вопрос образования сирот системный. Сироты посещают те же школы, что и дети из семей, только у семейных есть мотивация учиться, а у сирот она отходит на задний план, когда основной упор делается на добывание ресурсов из среды.
На днях вычитал на сайте одной добровольческой структуры, что их задача - каждый месяц дарить сиротам новые айфоны, чтобы подсластить и так приторное детство. После подобных подношений никакой нормальный ребенок не захочет получать знания: он увидит, что и без них можно жить весьма неплохо.
Есть движения, которые помогают сиротам получать знания вне системы, вытаскивая их из учреждений в свои коучинговые центры. Так добровольцы дискредитируют общую систему подготовки сирот к будущей жизни, если не сказать грубее - паразитируют на проблеме системы, не предлагая ничего комплексного.
Сироты не ходят в обычную школу, их спецрейсами возят в центры обучения, где, безусловно, учат. Но дальнейшая жизнь сирот будет состоять из соприкосновений с новыми образовательными системами, где они будут искать возможность ничего не делать. Статус к этому располагает.
Вверх или вниз?
Чтобы растить сироту в созидательном ключе, необходимы новые стандарты работы как самих учреждений, так и всех, кто контактирует с детьми. Нужно ремонтировать не здание, а систему, чтобы из нее выходил выпускник, за которого не страшно. Тогда он будет способен сам поступить в вуз, обустроить быт, создать семью, родить и воспитать детей.
А пока принятый закон больше ударил по приемным семьям, ведь семья тянет своих детей вверх по образовательной лестнице и желает, чтобы они шли в систему высшего образования, гарантирующего хорошую работу и впоследствии высокую зарплату. Закон ударил по тем, кто в новой реальности хочет и может развиваться и расти.
http://ria.ru/disabled_position/20130326/929010858.html
Рассказать другим:
РИА Новости http://ria.ru/disabled_position/20130326/929010858.html#ixzz2OdR2kznAhttp://ria.ru/disabled_position/20130326/929010858.html