Рассказать другим:
Профилактика социального сиротства.
Члены рабочей группы согласились с тем, что работа органов и организаций социальной сферы должны быть направлена в первую очередь на сохранение биологической или постоянной замещающей семьи, родственных связей ребенка, на повышение социальной компетентности родителей и иных членов семьи. Норма о том, что лишение родителей родительских прав и изъятие ребенка из семейного окружения является крайней мерой защиты прав и интересов ребенка в обязательном порядке должна быть включена в Семейный кодекс РФ.
В настоящее время значительные усилия направляются на работу с замещающей семьей (подготовка родителей и детей, организация сопровождения, единовременная и регулярная материальная поддержка).
Органы опеки и попечительства не заинтересованы в оказании помощи как биологической, так и замещающей семье, и не имеют ресурсов для ее оказания, а комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют скорее контрольно-репрессивные функции.
1. Алгоритм действий по организации помощи семьям в трудных и кризисных ситуациях.
Предлагаемый Алгоритм разрабатывался с учетом действующей системы работы органов, занимающихся вопросами профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан. Цель его разработки - изменить существующий «репрессивный» характер вмешательства и работы с семьей (ребенком) на «помогающий».
Алгоритм предусматривает 3 уровня работы с семьей на основании выявленных нужд и потребностей.
На первом уровне, когда нарушения жизнедеятельности семьи незначительны и не требуют постоянного сопровождения или помощи. В этом случае семье должна быть предоставлена информация о возможностях получения различных форм помощи (психологической, материальной, юридической и пр.).
На втором уровне, когда семье требуется внешнее сопровождение или помощь для преодоления существующих нарушений жизнедеятельности, совместно с родителями составляется план сопровождения. За работу с семьей должен отвечать конкретный специалист. Результаты работы должны оцениваться по установленным критериям.
На третьем уровне, при наличии угрозы жизни, здоровью, психическому или физическому развитию ребенка - компетентным органом принимается решение об изъятии ребенка и помещении его в замещающую семью или учреждение. При подборе временной семьи (учреждения) необходимо максимально сохранять привычную для ребенка социальную среду (если эта среда является безопасной и пребывание в ней соответствует интересам и потребностям ребенка).
Одновременно организуется работа с семьей с целью восстановления семейных взаимоотношений. По результатам такой работы принимается решение о том, возможно ли возвращение ребенка в семью либо родители должны быть ограничены в правах (лишены прав).
Для эффективной организации работы по профилактике предлагается:
на федеральном уровне разработать регламент работы с биологической семьей (Семейный кодекс РФ);
разработать концепцию внесения изменений в Федеральный закон No 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», целью которого является переориентация работы с профилактики безнадзорности и правонарушений на профилактику социального сиротства;
возможно, целесообразно все нормы, касающиеся работы по профилактике социального сиротства (работа с биологической семьей в трудной жизненной ситуации), аккумулировать в проекте федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
в рамках законотворческой деятельности пересмотреть и уточнить категории детей и семей, с которыми может вестись профилактическая работа на добровольной основе (трудная жизненная ситуация) или должна быть организована работа на обязательной (для семьи) основе (социально опасная ситуация);
обязать органы и организации социальной сферы работать с каждой обратившейся семьей, ориентируясь в первую очередь на социальный запрос и потребности семьи.
2. О проекте федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи и детства в Российской Федерации».
Концепцией законопроекта предлагается установить основные принципы и понятия, относящиеся к сфере семейной политики и приоритетные направления в работе с семьей.
Законопроектом предлагается предоставлять семье меры поддержки в различных направлениях и областях (предпринимательство, здравоохранение, социальная поддержка, жилье и пр.). В этой связи более эффективной может стать разработка не проекта федерального закона, а Концепцию государственной политики в сфере семьи и детства (по аналогии с уже действующими Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года).
Такая Концепция утверждается Президентом Российской Федерации и может включать в себя план мероприятий по отдельным направлениям (образование, социальная защита, профилактика беспризорности и социального сиротства, здравоохранение и пр.), контрольные сроки выполнения и критерии оценки результатов работы, определить полномочия различных федеральных и региональных органов власти.
3. Организация работы по профилактике социального сиротства.
Возможно, более эффективной будет следующая схема организации работы с семьей:
на федеральном уровне - определение единого органа, который осуществляет координирующие функции и методическое руководство, разрабатывает правила и требования к деятельности любого органа или организации, занимающейся профилактикой социального сиротства;
на региональном уровне - субъект самостоятельно определяет орган исполнительной власти, отвечающий за данное направление (в соответствии со сложившейся в регионе структурой полномочий органов власти); все органы и организации обязаны работать в соответствии с федеральными требованиями и стандартами;
должны быть разработаны критерии оценки эффективности работы по профилактике социального сиротства; в обязательном порядке осуществляется контроль и обратная связь - для внесения необходимых корректив в уже принятые документы.
Дополнительного обсуждения требует вопрос об уточнении и распределении полномочий между структурами, которые в настоящее время уполномочены заниматься работой с семьей - КДН и ЗП, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.
Присутствовали
Руководители направлений деятельности РГ (депутаты ГД)
БОРЗОВА Ольга Георгиевна - Заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей (подгруппа - «Реформирование системы медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе после устройства в семью»);
КУЗЬМИЧЕВА Екатерина Ивановна - Член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей (подгруппа - «Профилактика социального сиротства»);
ЛАХОВА Екатерина Филипповна - Заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций;
МАНУЙЛОВА Ирина Викторовна - Член комитета ГД по образованию (подгруппа - «Совершенствование условий проживания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);
СОКОЛОВА Ирина Валерьевна - Заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей (подгруппа - «Расширение системы мер поддержки всех форм семейного устройства детей»).
Члены Рабочей группы - представители СФ и ГД
АРШИНОВА Алена Игоревна - заместитель председателя комитета ГД по образованию;
ГЕРАСИМЕНКО Николай Федорович - Первый заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья;
ЖУРОВА Светлана Сергеевна Заместитель председателя комитета СФ по социальной политике;
ЗАБОЛОТНАЯ Татьяна Владимировна - Член комитета СФ по социальной политике;
МУНЗУК Галина Максимовна - Член комитета СФ по социальной политике;
МУРЗАБАЕВА Салия Шарифьяновна - Член комитета ГД по охране здоровья;
ПЕТРЕНКО Валентина Александровна - член Комитета Совета Федерации по социальной политике;
РЯЗАНСКИЙ Валерий Владимирович - Председатель комитета СФ по социальной политике;
САВИНОВ Геннадий Александрович - член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике;
СЕНАТОРОВА Елена Николаевна - Член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей.
Члены Рабочей группы представители общественных организаций
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович - Эксперт Общественной палаты России, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ;
ГРИГОРЬЕВ Дмитрий Анатольевич - Эксперт Благотворительного фонда профилактики социального сиротства;
КАГРАМАНЯН Нонна Саядовна - Эксперт Общественной палаты РФ, вице-президент некоммерческой организации «Центр Информационных стратегий»;
ЛАНТРАТОВА Яна Валерьевна - «Молодая гвардия», проект «Я доброволец», член Совета при Президенте РФ по правам человека;
ЛЕТКОВА Ольга Владимировна - член Центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ;
НИКОДИМОВА Дарья Игоревна - Руководитель проекта "моя страна - моя семья;
РАЗИН Андрей Александрович - Ассоциация воспитанников детских домов РФ;
РУДОВ Алексей Геннадьевич - Эксперт по вопросам семейного устройства детей ОБПР. Руководитель направления по содействию развития национального семейного устройства детей оставшихся без попечения родителей Благотворительного Фонда «СЕМЬЯ»;
СПИВАК Александр Михайлович - Вице-Президент национального фонда защиты детей от жестокого обращения;
ТИМОНИНА Елена Михайловна - Ассоциации родительских комитетов и сообществ;
Члены Рабочей группы - члены Совета при Правительстве РФ
БУДАЕВА Ольга Васильевна - Руководитель аналитической группы Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»;
КЛОЧКО Елена Юрьевна - Эксперт ОПРФ, заместитель председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности;
КОМАРОВА Софья Вадимовна - ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат No8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья;
МОСКВИЧЕВ Вячеслав Викторович - Директор Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета;
Представители профильных Министерств
КАЛИНИН Алексей Михайлович - Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ и общественным объединениями Министерства здравоохранения РФ;
КОРУНЧИКОВ Алексей Игоревич - Заместитель начальника отдела по взаимодействию с Федеральным собранием и общественным объединениями Министерства здравоохранения РФ;
ЛЫСИКОВ Игорь Вячеславович - Начальник отдела нормативно-правового регулирования и совершенствования первичной медико-санитарной помощи Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ;
МИХАЙЛОВА Валерия Чингисовна - Заместитель начальника отдела опеки и попечительства Пресненского района г. Москвы;
ПЛОТНИКОВА Лариса Константиновна - Инспектор по особым поручениям Главного Управления обеспечения охраны общественного порядка МВД России (курирует вопросы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних);
ПРОХОРОВА Ольга Николаевна - Начальник отдела семейной политики департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РФ;
РОМАНОВА Ирина Игоревна - Заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав детей Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ.
На совещании рассматривались предложения, подготовленные подгруппой «Профилактика социального сиротства» под руководством Е.И. Кузьмичевой, в том числе:
1 Алгоритм действий по организации помощи семьям в трудных и кризисных ситуациях;
2 О проекте ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи и детства в РФ»;
3 Организация работы по профилактике социального сиротства.
Рассказать другим: