Неконсультруемые дети-сироты
17.09.2012
Рассказать другим: Вот уже более пятнадцати лет мне приходится давать консультации и советы выпускникам детдомов. Поколения сирот меняются, но проблема остается такой же острой, часто и неразрешимой. Крайне редко можно назвать консультацию успешной, и связано это, прежде всего с тем, что у сирот нет такой культуры - задавать вопросы.
Эту культуру можно сформировать и только в семье, когда дети научаются задавать вопросы родителям. В детдоме отвечать просто некогда, да и некому, воспитатель выживает там 24 своих часа, работая в режим автоответчика. Воспитатель не для того там находится. Он только сторож. Заказа на личный контакт нет, так что нет и контакты. В результате сироты если и задают вопросы, то исключительно материальные. Например, классический вопрос пришедшему в детдом доровольцу таков: «А ты мне чего-нибудь принес?» Таков замер их интереса, таков запрос. Это не из вина, это их беда. А между тем, умение формулировать вопросы и искать ответы, - залог успеха адаптации выпускника детдома.
В детдомах так сложилось, что даже консультации у штатного психолога - чаще всего не более чем формальность. Психологические трудности в детском доме никак не рассматриваются, потому что не ясно, зачем о чем-то говорить, если завтра ребенок повторит цикл проживания в детдоме и ничего не изменится? Сироты живут под полной опекой, они и не могут ничего изменить в стенах детдома.
Часто и приходящие добровольцы в точности повторяют такой алгоритм контакта с детьми, когда сироты только принимают информацию, без личной активации. Сироты ждут не только ответов. Они ждут, что за них еще и вопросы зададут. Им удобно находиться в роли жертвы: тебя побегут спасть просто потому, что ты сирота. И никаких усилий прилагать не нужно.
О чем меня спрашивают сироты? Чаще всего вопросы поступают по жилищным правам. Это когда просидев несколько лет в общежитии, выпускник детдома вдруг вспоминает, что по закону ему должны дать квартиру. Я отвечаю - иди в ту или иную инстанцию. Знаете, какой самый распространенный ответ - «А вы за меня сходить не можете?».
Вот реальный случай. Выпускник пензенского детдома написал мне обращение, после которого предложил мне приехать в Пензу и сходить в прокуратуру, чтобы помочь написать заявление. После дополнительных объяснений и наущений, выпускник был вынужден сходить сам, но это случай единичный, чаще всего, сироты пропадают после таких советов. Ведь они ждут, что консультант тут же рванет в аэропорт и решит нерешенный вопрос.
Сироты настолько теряют общественные и правовые знания, что приходится отращивать эти знания за слишком короткий срок. У кого-то это получается, у многих нет, так как опять же - для этого необходимо напрячься. Для борьбы и хождений по инстанциям нужно напрячься.
Нередко встречаются и довольно агрессивные выпускники, которые видимо, попали в детский дом и немного знают свои права, но при этом забывают, что кроме прав есть еще и обязанности. Так, одна выпускница приехала поступать в колледж в Москву, без справки о том, что она является сиротой, искренне считая, что приемная комиссия растает от ее рассказа о сиротстве и возьмет на обучение без этой важной бумаги. Более того, она уверена, что ее должны взять в учебное заведение, где нет общежития и при этом платить ей за это компенсацию. Требование если и не абсурдное, то трудно реализуемое. Но девушка понимает, что статус сироты - как охранная грамота. И продолжает биться. И не пробует решить проблему иначе. Например, спокойно поступить в учебное заведение, где есть и общежитие, и возможность получить подходящую профессию. Да еще расположенно это училище в родной стороне, а не в жуткой Москва. Но не может сирота иначе, установка такая - нет слова «нет», ибо оно сиротам просто незнакомо. Все вокруг должны и обязаны. Нередко выпускники пишут мне хамские ответы, понимая, что все-таки им придется и самим активизироваться. Мол, вы ничем не лучше чиновников. Тех самых чиновников, с которыми заявители на самом деле чаще всего еще и не встречались, но уже имеют стойкое мнение о них. И заодно о тех, кто пытается дать удочку вместо рыбы. Сирот так научили жить, в том числе и на тренингах, развивая бравирование сиротским статусом, не развивая в них желание - шагать самим.
P.S. Эти проблемы, которые появляются в рамках детского дома, государство пытается решить, создавая центры адаптации. На деле же это очередные внешние редуты защиты сирот. Они не способствуют активизации выпускников детдома. По хорошему, только семья способна заделать эту зияющую брешь. Вот только где все семьи, которые готовы сиротам помочь. Ау.
Александр Гезалов http://philanthropy.ru/blogs/gezalov/2012/08/31/8377 Рассказать другим:
|