Я сейчас начну бредить. Бред мой будет посвящен усыновлению. Я предлагаю усыновителям разбивать возле детских домов яркие палатки, петь у костров, готовить еду и мыть посуду. Сироты сначала будут взирать на этот "майдан" из своих окон, а через некоторое время начнут посещать его. И таким образом получат альтернативу своей детдомовской жизни, значительная часть которой сводится к беспробудному безделью и ожиданию новых гостей, перед которыми нужно будет снова показывать концерт. И вот гости уедут, костюмы лягут в мешки, а дети по опять будут смотреть в окно. А там - не обычный пейзаж, а усыновительский лагерь.
Палаточный лагерь под стенами детдома может оказаться более эффективным инструментом для усыновителей, чем распространение информации о детях-сиротах, считает Александр Гезалов. Фото: utah.com
Специалистам в «сиротской» теме очевидно: усыновление в России уснуло. Даже больше - спит крепким и беспробудным сном. В том числе, и это на первый взгляд парадокс, из-за мощного информационного освещения проблем сиротства. СМИ тиражируют эту тему, в том числе пропагандируют усыновление. И это, казалось бы, хорошо. Но проблема в том, что в этом потоке полилась и масса негативной информации. Которая к тому же зачастую некомпетентно подается. В итоге люди боятся сиротской темы, как огня и даже больше. И небольшие вливания позитива ничего изменить уже не могут.
Вторая причина, которая сокращает темпы усыновления сирот - саботаж самой государственной системы заботы о сиротах. Среди значительного количества работников этой системы бытует мнение, что только детский дом может дать счастье сироте. В основе этого представления - также негативная информация об усыновителях. Например, истории с возвратами детей в детдома (а уровень возвратов в России действительно огромный), трагические сообщения о гибели сирот в Америке и так далее. Ну и кроме того, самой системе нужны эти дети - как гарант того, что персонал опек и детдомов доработает таки до пенсии. Другого места уже не будет никогда, привычка.
Третья причина: тему именно усыновления развивают лишь несколько общественных организаций из огромного количества НКО, занимающихся абстрактной «помощью сироткам». Да и деятельность этих нескольких организаций не назовешь массовой - скорее это попытки спасти хотя бы одного ребенка из "сладкой" системы. Сладкой детдомовскую систему делают остальные благотворительные фонды, для которых важны эмоции, фото с прижатыми к груди сиротами и т.д. Ну и конечно спонсоры, которые улыбки, шарики и детский смех рассматривают как критерий эффективности. Не хватает у спонсоров знаний, им подсовывают псевдопомощь, а они ведутся.
Еще одна проблема, которую, как мне видится, необходимо осмыслить: информацию о нуждающихся в семейном устройстве детях как правило размещают на ресурсах для тех, кто уже взял ребенка в свою семью. И, соответственно, чаще всего не имеет возможности взять еще.
Что же делать? Как мне видится, нужно уходить офлайн и пытаться там находить новые формы подачи информации о сиротах. Может, это будут усыновительские театры, курсы усыновительского макияжа, гончарного усыновления и т.д. Ну или те самые палаточные усыновительские городки. Дело в том, что только при личном контакте большинство людей может понять и принять детей, в совместном труде и участии. Пойдя вместе за хворостом, вместе гоняя гончарный круг, синхронно махая веслами в байдарке, все вместе. А пока на сайтах висят фотографии детей, которых нельзя спросить о чем-то, услышать их голос, увидеть живую детскую реакцию на жизнь. Верно ли это?
В общем, нужны иные контактные усыновительские формы, иначе сон потенциальных усыновителей станет еще крепче. Не спи, усыновитель, а то проспишь свое счастье, стряхни с палатки капли дождя...
Динамика семейного устройства сирот в России. Данные с сайта usynovite.ru