Недавно во Владимире открылась фотовыставка «Детство на память», организованная одной группой из социальной сети. На карточках - жизнь владимирских сирот в играх, прогулках и снова играх. И хотя я нахожусь в ста километрах от места событий, у меня не появилось желание увидеть эту пусть и добрую по своей задумке фотовыставку. Ее название вполне можно переиначить в «Сиротство на память».
Благотворительная выставка "Детство на память". Фото из альбома сообщества vk.com/club31914973
А это как раз то, чего нужно избегать воспитанникам детских домов. Не нужны им воспоминания о казенном детстве, пусть даже с яркими спонсорскими игрушками. Лучше помнить блеклые платья и брюки мамы и папы, нежели блеск соленого детства. И фотографы-волонтеры могут помочь в том, чтобы нормально обустроить сиротскую жизнь.
Та самая фотография из моего детдомовского прошлогоКак-то я писал о том, что в советское время мало кто из фотографов интересовался нашими сиротскими жизнями. Вот мы группой стоим там, вот мы группой стоим там, мы группа, общее мы. И лишь однажды некий фотограф заинтересовался мной, сняв меня на старый «Зенит», и прислав фото в конверте спустя некоторое время. Мне и не верилось, что ему захочется подарить мне на память кусочек моего странного детства. Но он это сделал. И вот разглядываю старое фото: я стою в семейных трусах с неясным черно-белым кустом ягоды, разительно похожий на своих нынешних детей, нелепо улыбаюсь. Польза от этой фотографии одна - сличить, каким я был и какие нынче у меня дети. Похожи, только в отличие от моего сиротского прошлого они постоянно улыбаются и совсем не так натянуто и нелепо как я. На карточке добрый фотограф оставил даже запись, где и когда была съемка. Тысяча девятьсот семьдесят седьмой год. Как давно это было.
У нынешних сирот все иначе, у них есть мобильные телефоны, свои аккаунты в социальных сетях. Они могут снимать свою жизнь на свои, подаренные спонсорами, зачастую не дешевые фотоаппараты. Вот только детство так и остается черно-белым, несмотря на пиксели и всякие 3D. Дети снимают друг друга, но в этих кадрах никогда не появятся мама и папа, которые и должны быть самой важной памятью о детстве. О заботе, внимании, счастье и любви. И даже если в кадр попадут неравнодушные волонтеры, иногда приходящие в детдом, это будет не то. Любящий человек должен быть постоянно с ребенком. Без этого постоянства трудно сложиться цельной личности.
Безусловно, я связался с организаторами фотовыставками «Детство на память» и постарался узнать и историю создания проекта, и его продолжение. Ребята оказались открытыми и понимающими. Они написали, что это их первый опыт. Они снимали на память детей, которые вполне могли бы попасть в семью, так как им от трех до семи лет. Это малыши местного Дома ребенка.
Эти фотоальбомы на память о детском доме вряд ли помогут сиротам в будущем. Эти карточки непросто показать будущей свекрови или теще (испытал на личном опыте), зная, что мало кого интересует сиротское детство. Что в обществе за пределами детдома больше ценится опыт семейного проживания. То, что нужно для создания собственной качественной семьи, семейных отношений и связей.
Фотографы-добровольцы могли бы принести куда больше пользы детям из этого Дома ребенка, если бы немного пересмотрели свои приоритеты и отношение. Я, например, рассказал организаторам выставки о проекте «Измени одну жизнь», который позволяет с помощью видеоанкеты сотворить такое важное дело - помочь сироте обрести семью. Фотографировать и снимать на видео сирот хорошо - если показывать съемки возможным усыновителям.
Да пусть и личные детдомовские фотоальбомы у сирот будут. Но лишь для того, чтобы они могли иногда достать их, чтобы понять, как многое для них было сделано, чтобы новый фотоальбом, семейный, показал совсем иное качество жизни. Среди любящих мам и пап, которыми, возможно, станут и те, кто еще вчера делал выставку «Сиротство на память».