Недавно в журнале «Русский Репортер» вышел репортаж о том, как государство организует казенный отдых детей-сирот, а заодно и детей из многодетных семей. Для многих это стало ужасом-ужасом, для меня же дежавю - я сам, когда был детдомовцем, съездил более сорока раз в подобные лагеря. Прочитав материал в «РР» могу смело сказать, отношение государства к летнему отдыху сирот с тех пор не изменилось. По сути, их отправляют в резервации.
Однажды я выступал в Новгороде и высказал сожаление, что сироты каждый год живут одним и тем же летним стандартом. Везут их, говорил я, туда, куда часто домашних не отправят. А если в лагере все же есть домашние дети, то организаторы отдыха сделают все, чтобы сироты жили отдельным отрядом, да еще под присмотром не только приглашенных молодых и неопытных воспитателей, но и присланной на всякий случай сотрудницы детского дома.
Руководитель одного федерального благотворительного фонда выразила недовольство моим выступлением: мол, мы с таким трудом организуем эти лагеря, спонсоров трясем, а вы ругаете. Надо сказать, что сама сотрудница в этих лагерях в качестве оставленного ребенка ни разу не была, ей просто нравится само словосочетание - сироты на отдыхе. А то, что этот отдых как таковым не является, мало кого интересует. Дети просто обязаны отдохнуть, ведь их нервная система расшатана из-за проживания в детдоме. На деле же взрослые устраивают из лагеря тот же детдом, только на выезде. Как живут дети своей сиротской стаей, так и продолжают. Они привыкают к ней на всю жизнь.
На самом деле, это не сирот отправляют отдыхать - это система отдыхает от сирот. А дети в это время делают, что хотят. А хотят они многого, в том числе покурить и выпить.
Часто сироты вырабатывают целый алгоритм проживания в детском лагере и даже готовятся к поездке, распределяя роли. И через какое-то время после приезда они становятся, по сути, хозяевами лагеря. Если в лагере нет мужчин или увлеченного спортом человека, то становится невозможным управлять этой компаний детей, которые сами кем хочешь управлять могут. Сирот жалеют, задабривают. Одновременно их боятся. Их отсекают от домашних. При этом, конечно, далеко не все сироты такие буйные. Но достаточно одного-трех хулиганов, чтобы весь лагерь стоял на ушах. Это же стая.
При этом дети прекрасно осознают, что за их провинности им скорее всего ничего не будет. Их просто некуда отправить: многие детдома летом либо закрываются на ремонт за счет спонсоров, либо просто закрываются, а сотрудники (цы) копают огород. Безнаказанность превращает сирот в настоящих террористов.
И так каждое лето. Дети - заложники чиновничей заботы: они никак не могут изменить летние маршруты, повторяющиеся из года в год. Сирот особо любит наше государство, организуя и казенную жизнь, и казенное лето. Да и благотворительные фонды часто идут на поводу, организуя подобные детские лагеря, вместо того, чтобы искать интегративные формы включения сирот в общество и жизнь. Потому что и сами уже привыкли, и это удобно, меньше мороки с этими ничьими детьми.
Все можно было бы исправить, если бы руководители опек и директора детдомов хотели иного отдыха для детей. Не только пассивного, но и активного. Например, устраивали бы сплавы по рекам или восхождения в горы. В таких походах можно и знаний набраться, и получить навыки самостоятельной жизни. А еще лучше, если бы вместе с сухпаем (причитающимся продуктами на все летнее время) отдавали сирот на летнее время в гостевые семьи - домой к желающим их принять. Тут есть проблема для системы: сирот-то могут и не вернуть из гостей после летнего отпуска. Так, например, случилось в одном кубанском селе, где жители оставили в своих семьях около ста сирот из местного детдома.