На меня тут опять обиделись - когда во время своего вебинара я затронул тему участия в жизни сироты добровольцев из числа так называемых аниматоров. Которые приходят время от времени, чтобы составить детдомовцам компанию. Есть мнение, что даже редкое появление такого хорошего человека меняет в лучшую сторону и детей и их состояние. Но это миф.
Внешне озарившийся улыбкой сирота делает это скорее рефлексивно, чем искренне. Ему предложено улыбаться, он и улыбается. Но уже через несколько минут после ухода волонтера-аниматора он вернется в прежнее состояние, которое будет влиять на его будущее.
Участие таких "приходящих", "внешних" людей никак не активирует сироту, потому что он просто наблюдатель, он не вовлечен. И даже если ребенка и удастся включить в игру, то все равно это будет не терапия, а лишь возможность вынырнуть на несколько секунд из общего течения жизни. Взбодрить ребенка клоунадой можно - если он временно оказался в сложной ситуации. Например, в больнице. Здесь аниматор - напоминание ребенку о том, что было до больницы и о том, что будет после. Он помогает смягчить страх перед непривычной ситуацией.
Сирота же находится в замкнутой системе. То что, он без семьи - постоянное бедствие, а не временное. И переключить сознание ребенка может только постоянная же работа с ним. Одну систему может вытолкнуть только другая система. Для этого никакие приходящие аниматоры не походят. В стенах детского дома такую работу может проделать лишь воспитатель. Вот только большинству воспитателей не хватает для этого квалификации, четко поставленных целей и задач, понимания, зачем это нужно. Да и просто зарплаты не хватает, в конце-концов.
Обычное состояние сирот - низкую самооценку, слабый спрос на внутренние и внешние изменения, особые возрастные запросы - система детских домов не искореняет, а поддерживает. Ей нужно это для выживания. Ребенок часть этой системы, и именно она как доминанта диктует условия его развития. Ребенок получает ровно столько, сколько система может дать, дать много она не может, посему сирота употребляет то, что дают.
У ребенка выстаивается одностороннее восприятие получения благ. Он благополучатель, потому что сирота, участник процесса, где важно только его присутствие. К примеру, дружба в рамках сиротского учреждения не имеет цены, так как дети вынуждены просто быть рядом, а значит дружить по умолчанию. Не имеет ценности и отношения между взрослым и ребенком, потому что они там носят совсем иной характер, нежели в семье. А для воспитания ребенка крайне важен контакт со взрослым человеком, и когда дети лезут на добровольцев обниматься и целоваться, то эта ценность превращается в ничего не значащую.
Можно долго размышлять о том, как перепрофилировать работу волонтеров в детских домах. Или о том, как переучить воспитателей детдомов. Или - как пополнить штат этих самых сотрудников. Но, боюсь, что размышления эти продолжать можно вечно. правильного ответа на вопрос о том, как воспитать ребенка в сиротском приюте, не существует.
Изменить мир внутри сироты может только один сорт аниматоров - мама и папа. А с клоунами встречаться лучше в цирке, куда ребенок придет за руку со своими родителями.