Рассказать другим:
Число передаваемых в семьи детей-сирот в последние годы упало почти вдвое, говорится в опубликованном на днях докладе благотворительного фонда «CAF Россия». По словам авторов исследования, усыновление стало невыгодно экономически, а опекуны все чаще возвращают детей из-за неготовности их воспитывать. В наихудшем положении оказываются дети из коррекционных детдомов: их почти никогда не усыновляют, несмотря на сомнительность поставленных им диагнозов.
Точное число сирот в России не знает никто, утверждают авторы доклада. Сиротами в нашей стране занимаются три ведомства - Минобразования и науки, Минздравсоцразвития и МВД. Однако статистика каждого из этих ведомств - это отчет о своей работе: сколько детей помещено в учреждения и там находятся. Официальные цифры - от 666 тыс. до 731 тыс. Эксперты оценивают число сирот в 1 млн. из 29 млн. российских детей. Еще до 2-2,5 млн. детей являются безнадзорными - формально живут с родителями, а фактически предоставлены сами себе. Подавляющее большинство официально зарегистрированных сирот (95%) - социальные, чьи родители лишены родительских прав. У 4% родители умерли, еще 1% - отказные дети.
Большая часть сирот распределены по семьям. В домах ребенка, детских домах и интернатах находятся 260 тыс. детей. По регионам ситуация различная: меньше всего сирот остаются вне семьи в Чечне и Ингушетии (менее 1% от числа официально зарегистрированных), больше всего - в Тыве (44%) и Еврейской автономной области (37%). Авторы доклада отмечают, что от благополучия региона ситуация с передачей детей в семьи не зависит: в бедной Новгородской области их берут так же активно, как и в богатом Ханты-Мансийском автономном округе.
В России существуют три формы передачи детей в семьи: усыновление, опека и приемная семья. При усыновлении ребенку дают фамилию принявших его родителей, при опеке он остается со своей фамилией, в случае с приемной семьей ребенка передают туда по договору на определенное время. Самая популярная форма - опека, на нее приходится две трети случаев устройства в семьи. На усыновление - менее 15%, причем усыновляют главным образом малышей до года (половина усыновленных) или от года до трех (треть усыновленных).
В докладе отмечается, что до 2007 года число передаваемых в семьи детей росло, а затем упало почти вдвое. Например, под опеку в 2007 году взяли - 89,4 тыс. детей, а в 2010-м - 48,5 тыс., усыновили - 14,6 тыс. и 11,1 тыс., направили в приемные семьи - 20,8 тыс. и 13,6 тыс. При этом в 2008 году началось то, что эксперты назвали «Back Baby Boom» - возврат детей из семей. За 2008-2012 годы было возвращено не менее 50 тыс. детей - каждый десятый ребенок, устроенный в семью. Большинство детей вернули по инициативе приемных родителей.
Реже всего детей возвращают усыновители, несмотря на то что усыновление наименее выгодно: помимо единовременной выплаты в 8,8 тыс. рублей семья не получает от государства ничего. Опекуны же получают 9,6 тыс. рублей сразу и по шесть тыс. в месяц в качестве зарплаты. Однако именно опека оказывается наименее стабильной формой семейного устройства, причем чаще от детей отказываются оформившие над ними опеку родственники. Авторы доклада связывают это с неготовностью многих людей к воспитанию приемных детей и предлагают создать курсы для будущих опекунов, а также психологическую службу, которая помогала бы улаживать конфликты между опекунами и приемными детьми на ранней стадии.
Устройство детей в семьи выгодно для государства: в детдоме на содержание ребенка напрямую ежемесячно тратится 54,7-97,1 тыс. рублей, с учетом косвенных расходов - до 300-350 тыс. рублей в месяц. Положительно это сказывается и на уровне образования: детдомовские дети отстают от своих сверстников при поступлении в школу на два-три года, к окончанию школы - на шесть-семь лет. В наиболее бедственном положении, по словам авторов доклада, находятся воспитанники коррекционных детских домов и интернатов: хотя туда «часто попадают дети с совершенно неоправданными диагнозами», усыновить таких детей соглашаются лишь «подвижники борьбы с сиротством».
Новые Известия
Рассказать другим: