Мы ничего не знаем о сиротах. Если точнее - ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. Между тем, даже что-то наподобие "дембельского альбома" с фотографиями помогло бы социальным работникам в их контактах с выпускником детдома.
В России сирот много, при этом реальных - без родителей - не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома - неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие - о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину.
В итоге специалисту, который помогает сироте в социальной адаптации, приходится по сути с чистого листа начинать общение. При этом выудить необходимую информацию бывает не так-то просто. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе первому встречному-поперечному.
Проблему могла бы решить система паспортизации сирот. Для начала - хотя бы портфолио, которое во время обучения в интернате заполнял бы сам воспитанник. Чем он занимался в детском доме, на какие секции ходил или не ходил, какие имеет уже успехи, чтобы зацепиться за эти знания. Как учился, не по диплому, а чтобы он сам озвучил видение своей учебы. Какие отношения с родителями, что с жильем.
Что именно должно содержаться в портфолио - тема для обсуждения. На самом деле, что-то вроде солдатских дембельских альбомов - тоже допустимая форма, позволяющая узнать о прошлой жизни. Ведь даже по фотографиям можно определить, чем и как жил ребенок в детдоме, куда ездил, чем занимался, кто был рядом. Если обладаешь такой информацией о человеке, куда проще искать диалога и контакта.
Инициатором создания таких ознакомительных паспортов должен выступать, естественно, детский дом. Потому что в его интересах, чтобы выпускники детдома не попадали во всякие жизненные переплеты и криминальные ситуации.
Мне видится, что создание портфолио позволит выпускнику скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое - и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли - не только сиротам, но м тем, кто хочет им качественно помогать.