На что живут общественные организации?!
09.01.2012
Рассказать другим: Довольно распространенное суждение: общественные организации как сыр в масле катаются, гребут деньги веслами и лопатами. А их лидеры живут так хорошо, что могут позволить себе многое из того, что недоступно гражданину, работающему целыми днями на каком-нибудь предприятии, вкалывающему от зари и до зари. Так вот нормальный общественник, тот, который в общественном поле каждый день, а не перед выборами, живет довольно трудно, связано это с тем, что чаще всего все, что он добывает, как краб, из спонсорских расщелин, отдает тем, ради кого создавалась общественная организация. Ну а мнение, что общественники живут на гранты, это - миф. Жить на грант просто невозможно, во-первых, он краткосрочный чаще всего, во-вторых, существует довольно жесткая отчетность, при которой особо не разгуляешься, каждая копейка в реализуемом на грант проекте жестко расписана. Все, что дано, то дано именно на этот проект, для его успешной реализации. Естественно в проектах бывают нанятые специалисты, но они так же пашут, как и тот, что на предприятии от зари и до зари.
На самом деле труд общественника никак не замерен и часто не замечаем, потому что, кажется, что этим могут заниматься либо сумасшедшие, либо жены банкиров, то есть те, кому больше нечем заняться. Есть категория общественников, которые часто идут помогать нуждающимся, потому что сами когда-то были в той или иной непростой жизненной ситуации или потеряли близкого человека или насытились благами и хотят что-то изменить вокруг.
Часто люди путают общественника и простого просителя, который просит на всех и вся, в том числе и на себя. О таких говорят, активен, но себе на пользу. В этом случае когда вопрос решается, вся их активность пропадает. Чаще всего общественники себе ничего не просят и живут довольно скромно, если только их уровень компетенции не такой, что за это могут платить хорошие деньги. Часто общественники живут за счет консультаций, консалтинга или других подработок. Довольно редко бывает так, что трудовая книжка общественника лежит в общественной организации. Потому что НКО скорее всего не имеет возможности содержать бухгалтера и платить ему заработную плату. Часто путают общественников, живущих не деньгами, а мотивацией, с сотрудниками благотворительных фондов, которые там работают за деньги. Это совсем иной коленкор, потому что и те и другие, живут с разными финансовыми источниками. А значит, и с разным отношением к делу. Для первой категории общественников важно дело, для второй и дело, и деньги. И это нормально, потому что за любую качественную работу нужно платить, вот только часто тот, кто работает за идею, все же более эффективен, потому что альтруистичен, мобилен, более подвижен.
Бывают, конечно, и недоразумения, и мошенничество, крайне редко, как же без этого, но часто это быстро заканчивается, потому что тот же спонсор, через какое-то время задаст вопрос - а куда уходят деньги и где результаты? Такие НКО исчезают также быстро, как и появляются. Ведь для многих НКО главное в их работе - это их репутация, которая помогает искать и спонсоров, и более качественные решения тех или иных задач. К примеру, чем выше репутация у общественной организации, те выше уровень ее лобби во власти, что очень важно при решении разных-разных вопросов.
Не многие общественные организации имеют свой офис, оргтехнику и штат. Вызвано это опять же некоторыми причинами создания структуры. Если ее создала жена банкира, значит, там будет все и еще больше, а если просто неравнодушные люди, то часто офис для них несбыточная мечта, если только они не созданы от муниципалитета для отвода глаз, что тоже, увы, бывает не редко.
Нормальные НКО часто опираются на простых граждан и бизнесменов с открытой гражданской позицией. К примеру, в той же «ихней» Америке, доля участия частных лиц равна восьмидесяти процентам, у нас же такой процент помощи идет от организаций, что значительно снижает и уровень живучести НКО, и уровень лояльного отношения. Копейка неравнодушного гражданина стабильнее рубля организации, потому что организация - это неодушевленный предмет, к тому же часто ориентированный на моду и общественные тренды, мода переменится и организация перестанет заниматься благотворительностью. Для общественников ценнее стабильность.
Если Вы хотите помочь той или иной общественной структуре, постарайтесь посмотреть ее портфолио, историю ее дел. Как говорится, судите по плодам. Не верьте количеству добровольцев или красоте сайта, смотрите за тем, что и как реализует та или иная общественная организация. Кто состоит в команде, есть ли у организации четко сформулированная цель и задачи, нравственный кодекс. Порой достаточно посмотреть на лица тех или иных руководителей НКО и добровольцев и становится ясно, кто перед вами. Лицо говорит о многом. Не спешите сразу отдать то, что у вас есть, только потому, что есть красивое название и богатый сайт, важно дело. Можно позвонить и задать уточняющие вопросы, хотя часто, на них уже умеют отвечать как надо, тогда можно даже и приехать и посмотреть, как и что делает общественная организация. Однажды мой знакомый предложил в офисах НКО поставить веб-камеры, чтобы видеть, чем занимается организация и на что ей нужны ресурсы. Но ведь камеру в каждое сердце не засунешь, значит надо, чтобы каждый желающий помогать имел хотя бы общее представление о том, чем и для чего живет и работает общественная организация. Тогда и уровень доверия и участия простых граждан будет гораздо выше.
Справка:
В России сегодня более 700 тысяч общественных организаций и фондов, ну, а с учетом сетевых групп еще больше.
Больше всего организаций помогают больным детым детям и детям-сиротам, чаще именно на них жертвуют деньги и ресурсы. Меньше всего дают на осужденных и бездомных людей.
Общий оборот средств у российских НКО и фондов - более 20 миллиардов рублей.
Самый-самый «дорогой» праздник для НКО, когда они собирают ресурсы - Новый год и день защиты детей.
Милосердие ру Рассказать другим:
|