«Не постись, не молись, а призрей сироту». Такая присказка бытовала на Руси прежде. Считалось, что приютившему и обогревшему сироту Богом зачтется за посты и молитвы. Трудно сказать, верят ли в это сегодня те, кто взял в свои семьи детей из Питкярантского детского дома. Но многие из них считают, что уже сейчас, в земной жизни, им дано счастье познать смысл своего существования.
Эксперимент
Надежда Шемарова работала в детдоме вместе с мужем, она - социальный педагог, он вел здесь кружки. На летние каникулы они, как всегда, взяли в свою семью троих воспитанников. (Так принято. Детей берут к себе все работники детдома. Им на двоих положено было бы взять даже четверых.) Через какое-то время ребята отправились в загородный лагерь, а потом на экскурсию в Псковскую область, куда с ними поехали и Шемаровы. И там заметили, что один из мальчишек, живший в семье, все время «лепится» к ним, как к своим. И на экскурсии рядом, и за столом рядом, и фотографироваться...
Когда их автобус вернулся в Питкяранту, остановился у детдома и мальчику надо было выходить, он предложил: «Давайте я поеду с вами, помогу выгрузить вещи». Он поехал и остался в доме Шемаровых на 9 лет. Отсюда уходил служить в армию и сюда вернулся. В этот дом он теперь приходит в гости, вместе со своей женой и дочкой.
Этого выросшего мальчишку можно считать первым патронатным воспитанником Питкяранты. Хотя такого понятия тогда еще не существовало и жил детдомовец в семье, можно сказать, «подпольно», все делали вид, что он «загостился».
Оказалось, что не только дурной, но и хороший пример заразителен. Очень скоро практически во всех семьях специалистов детдома жили их воспитанники. Руководители социальных служб района назвали это экспериментом. Опираясь на свой опыт и уже известную практику московского детдома No 19, они разработали Положение о патронате, которое утвердил глава администрации Питкярантского района Владимир Захаров, и работа продолжалась.
Появились желающие взять к себе детей и среди жителей поселков района, начали готовить в патронатные воспитатели женщин, потерявших работу. Но в планы вмешалось управление министерства юстиции России по Республике Карелия, направлявшее неоднократные напоминания о том, что Положение не подкреплено законодательной базой. Эксперимент мог в любое время прерваться. Неизвестно, чувствовали ли это дети, но о том, что «шаткость положения» ощущали взрослые, красноречиво говорят цифры. В 1999 году перешли из детдома в семьи 15 воспитанников, в 2000 году - 9, в 2001 году - только три.
Эксперимент тогда спасла (и сейчас видит, что не зря старалась) депутат Законодательного собрания Галина Погудалова, которая вместе с работниками Питкярантского детского дома и патронатными воспитателями этого района подготовила проект Закона «О патронатном воспитании», сумела убедить депутатов в необходимости его принятия. 1 января 2003 года новый закон вступил в силу.
В некоторых областях и республиках России подобные законы тоже приняты. Но пока этих территорий не больше 15. Российского закона о патронатном воспитании нет до сих пор, хотя есть надежда, что в 2005 году он все же появится.
Республиканский закон, кроме всех юридических проволочек, позволил снять такую проблему, как оплата труда патронатного воспитателя. Раньше воспитателю из средств детдома выделяли деньги на питание ребенка, обеспечивали его постельным бельем и стиральными порошками. И денег, и белья явно не хватало. Теперь воспитатель получает и зарплату. К примеру, на 2005 год в республиканский бюджет будет заложена зарплата для 110 патронатных воспитателей. (Пока такого количества их в Карелии нет.)
Принятие российского закона позволило бы пойти дальше. Сегодня «патронатный воспитатель» - скорее всего звание. А может появиться и такая профессия, если ее включат в Единый квалификационный справочник работ и рабочих профессий, со всеми вытекающими отсюда последствиями. От этого государство только выиграет: есть официальные данные, что стоимость содержания одного ребенка в детдоме почти в два раза выше, чем в патронатной семье.
Даже если не навсегда
И вот пришло время, когда и заместителем министра образования России Еленой Чепурной была сказана фраза, ставшая девизом патронатных воспитателей Питкяранты: «Детям нужно расти в семье, даже если она не навсегда».
Почему сегодня вновь обратили внимание именно на патронатное воспитание? Патронат существовал в дореволюционной России, он предусматривался как довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военного времени. Инициатор и организатор этой работы в Питкяранте Раиса Федотова (кстати, сама - патронатный воспитатель) перечисляет причины, как таблицу умножения рассказывает.
- Патронат, в отличие от опеки и попечительства, расширяет круг детей, которые могут быть отданы в семью. Они могут иметь любой юридический статус. Усыновить стараются совсем маленьких детей, а на патронатное воспитание берут и детей постарше. Не боятся принимать детей-инвалидов, ребят с непростым поведением, с проблемами в учебе. Потому что, во-первых, семья не берет ребенка к себе навсегда. (Он это знает и все равно хочет уйти из детдома в семью.) Во-вторых, она делит ответственность за него со службой опеки, специалисты которой помогают решать многие проблемы и со школой, и со здоровьем.
Расширяется и круг семей, которые могут принять ребенка. Совсем не обязательно иметь высокий доход и большую жилплощадь. Супруги могут состоять только в гражданском браке, может принять ребенка даже одинокий человек, не ограничивается и возраст патронатных воспитателей. Главное, чтобы ребенку было с ними комфортно.
За этим обязательно проследят. И прежде чем принять решение о передаче воспитанника детдома в семью, проведут целое исследование. В случае неудачи инициатором возвращения ребенка в детдом (или перехода в другую семью) может быть и сам ребенок, и специалисты уполномоченной службы по опеке и попечительству, и патронатная семья.
При благоприятных обстоятельствах
Уже появились исследования: что побуждает человека взять в свой дом сироту? Выяснено, что причин может быть несколько: ощущение пустоты в доме, когда свои дети уже выросли, отсутствие своих детей по физиологическим причинам; чувство жалости к сироте; желание приобрести товарища своему собственному ребенку; желание иметь помощника в доме и дополнительные деньги.
Далее процитирую одного из исследователей: «Однако данные причины являются лишь внешними, осознаваемыми человеком стимулами, а поэтому неполными, так как существуют еще подсознательные мотивации, о которых человек и не догадывается. Интуитивные стимулы пожалеть и обогреть брошенного ребенка зреют в подсознании постепенно и проявляются при благоприятных обстоятельствах».
Вероятно, именно такие обстоятельства возникли у молодого педагога детского дома Ольги Ребковец, когда этой осенью приняла в свой дом девятиклассницу. Брата этой девочки взяли в семью, и она заскучала. Просила воспитателя и для нее подобрать какую-нибудь семью. Но никаких вариантов, несмотря на старания Ольги, не находилось. И ее вдруг как осенило: возьму к себе! Переживала: что скажут домашние? Они сказали: мы согласны.
Уже давно не работает в детском доме Валентина Данилова. Она теперь заместитель директора камнедобывающего предприятия. Но этой осенью приняла в дом двух сестричек-школьниц. Что толкнуло?
- Наверное, я уже не могу без того, чтобы кого-то не опекать. Мне это просто необходимо. Свои дочки выросли, одна учится в Петрозаводске, другая живет уже своей семьей. Уехала на учебу в Петрозаводск и моя первая патронатная воспитанница. Думаю: как же я буду без детей жить?
А ведь первая воспитанница Валентины Михайловны, придя в ее дом, ввела в него и свою бабушку, которая теперь часто бывает здесь, и свою сестру, у которой вскоре родился ребенок, и он считает наставницу тети своей бабушкой. Знает теперь дорогу сюда и кровная мать девушки.
- Когда все девчонки - и родные, и ставшие родными - собираются вместе, смотрю на них и думаю, что ради этого и стоит жить.
Наверное, не готова сказать сегодня таких высоких слов
67-летняя Любовь Павловна Еремина, пригревшая несколько лет назад у себя детдомовского мальчишку. Но она ему была и матерью, и бабушкой, и опорой. Впрочем, и он для нее был опорой. Сейчас «ее опора» уже учится в ПТУ, но продолжает «держаться» за дом, ставший родным. Тем более что теперь Любовь Павловна приняла к себе и его родную сестру.
Многодетная мать из поселка Ряймяля Надежда Ткачева, рано оставшись без мужа, подняла своих пятерых детей, теперь взяла на воспитание троих братьев из детдома. Вероятно, тоже не может без того, чтобы кого-то не опекать. Или просто любви к ближнему ей отпущено больше, чем другим?
...Ханс Кристиан Андерсен, которого так любят маленькие дети, написал десятки сказок о детях-сиротах. Он отстаивал их потребность и право на поиск близких по духу людей. Знатоки его творчества считают, что самый важный урок его «Гадкого утенка» состоит в утверждении, что обретая свою душевную семью, человек обретает жизненную силу, а главное - чувство принадлежности к кому-то. В Питкяранте его обрели уже 62 ребенка.
Анна КУЗНЕЦОВА
Около 60 лет назад европейскими учеными было доказано, что помещение детей в специальные детские учреждения приводит к задержке их общего развития, а если ребенок теряет родителей на первом году жизни, то и вовсе к умственной отсталости. Открытие имело удивительные последствия: в течение десяти лет в Европе, Америке, некоторых азиатских государствах детские дома были закрыты, а вместо них созданы службы по устройству их воспитанников в семьи.