На основании п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона) лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. Дополнительно Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.06.2011 No746-О-О разъяснил, что таким правом обладают также лица указанной категории при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи (т.е. при перенаселенности жилого помещения).
Право на получение жилья вне очереди связано с прекращением обстоятельств, при которых оно так или иначе предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а именно - с окончанием их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений после исполнения наказания в виде лишения свободы (п. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства такого лица (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона). Равным образом согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).Из смысла Закона явствует, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают вышеназванные лица, вставшие на жилищный учет до достижения возраста 23 лет.
Указанная льгота носит заявительный характер и может быть реализована только после их обращения с заявлением о предоставлении жилья в уполномоченный орган.
При этом для гражданина старше 14-и лет местом жительства является место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательства Российской Федерации (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 No5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, является соответствующее детское государственное учреждение. Для тех из них, кто имеет закрепленное жилье, местом жительства может являться место нахождения данного жилого помещения.
Местом пребывания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть социальное учреждение, общежитие, семья опекуна или попечителя, приемная семья. Для лиц указанное категории, которые не имеют закрепленного жилого помещения, возможно установить только место временного пребывания.
Определению места жительства гражданина служит регистрационный учет, заменивший институт прописки.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (сиротское учреждение, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Вместе с тем, регистрация по месту временного пребывания может не соответствовать месту жительства гражданина, например, когда после окончания пребывания на полном государственном обеспечении (по завершении учебы, службы в армии, возвращении из мест лишения свободы и пр.) происходит смена места жительства. В таких случаях установить факт места жительства в определенном населенном пункте возможно в судебном порядке (при наличии доказательств: договора найма жилого помещения, трудового договора и т.д.), что позволит реализовать право на получение жилья по льготным основаниям по месту фактического проживания, т.к. регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. No5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В тех случаях, когда лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на соответствующем учете, а проживает в ином населенном пункте необходимо (до достижения 23 лет) обратиться в местную администрацию (при наличии судебного решения об установлении факта места жительства) с заявлением о принятии на жилищный учет и переводе учетного дела с имеющимися документами из другого населенного пункта.
Cпециально для сайта Успешные сироты РУ
Представитель Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации И.В. Вихрова