Социальный ЕГЭ для сирот
17.10.2011
С тех пор, как был создан первый в СССР детский дом, понятиe «минимальный стандарт знаний для дальнейшей социализации» не было введено в обиход. Время было другое, отношение к проблеме адаптации сирот тоже. Считалось, что если ребенок умеет почистить картошку, он уже не пропадет. Но сейчас требования к выживанию в обществе гораздо выше.
Минимальный стандарт социализации для сирот не введен и сейчас, а для того, чтобы он появился, нужны, соответственно, критерии эффективности работы сиротского учреждения. До сих пор ни того, ни другого нет. Государство, как это ни странно, не является основным заказчиком успешной адаптации сирот в будущем, главное - чтобы ребенок жил в детдоме комфортно. Заказчиком по сути является сам ребенок, но он об этом не знает. И часто, когда чиновники приезжают в детский дом, они изучают не качество программ подготовки сирот к самостоятельной жизни, или обучающего процесса, а наличие ручек на тумбочках в спальных комнатах. Это важнее, это влияет на дальнейшие успехи в жизни. И когда сироты уходят в самостоятельное плавание, и уже не могут или не знают, кому выразить свой протест. А между тем, сам детский дом должен быть заинтересован в том, чтобы выпускники становились успешными гражданами, вот только для этого часто не хватает и знаний, и технологий. Детский дом не хочет, чтобы у его стен «тусовались» нереализованные выпускники, тиражируя свой негативный опыт на тех, кто завтра покинет стены учреждения, как это сейчас происходит повсеместно. Каждый директор мечтает об этом, но от реальности такие мечты далеки. Часто, общаясь с директорами детдомов, слышишь от них, что они желали бы усилить работу по подготовки детей к новой жизни, но кроме бытовой комнаты предложить ничего не могут. Не хватает специалистов и ресурсов. А те же спонсоры готовы каждый день дарить телевизоры, а не вкладываться в педагогический коллектив, в повышение его компетентности, а значит успешном будущем своих подопечных.
В советских детских домах адаптация замещалась трудовыми навыками, но все это вторично, первичны знания, которые помогают не только зашивать на лампочке носок, но и встраиваться в общество, не стыдится своего прошлого, знать алгоритмы продвижения движения себя самого вперед. Если это не заложено, выпускник детского дома будет жить по наитию, оперируя тем, что в него вложено или не вложено.
Возможно, детскому дому необходимо и самому принимать креативные идеи относительно создания продуктов, помогающих в реализации программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. И в этот процесс могли быть включены и НКО, и те, кто желает улучшить среду проживания сирот. Когда вместо очередной поездки за рубеж, на собрании попечительского совета директор предложил бы создать модель, где те же ресурсы спонсоров можно было бы использовать в работе с будущим сирот сейчас. Создать внутреннюю программу подготовки сирот к социальному ЕГЭ и данный документ (как дневник) мог бы зафиксировать все вложения, которые были произведены в сироту, на выходе из стен детского дома. Не формально, а фактически, чтобы заложенность знаний отражалась в этом документе, который опять же мог бы быть и первым документом, куда занесены первые успехи жизни. Это могут быть семинары, тренинги, оценки по обязательным предметам, успехи в общественной работе, спорте, пользовании компьютером и так далее. Чтобы выходящий из стен детдома выпускник пролистал все то, что ему дали за этот период жизни, чтобы он мог это оценить, поднять в памяти те знания, которые давались ему в течение времени жизни в детском доме. Да и сам коллектив детского дома, на основании последнего экзамена, мог бы понять, что еще не сделано для того, чтобы интеграция была более успешной. Взвесить все пройденное, учесть ошибки и недочеты и скорректировать свою образовательную и воспитательную работу. После чего появляется и методическая база, и проекты, и возможность привлечь новые ресурсы, в том числе и НКО, бизнес для создания новых программ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Да и самим детям будет интересно получить на руки оформленное в бумаге свое прошлое, к которому они по-разному относились. И, как говорится: как поработали, так и поели. Значит, уже есть с кого спросить, в том числе и с самого ребенка. А так: что-то в него вложили, а что - часто он и не помнит, и винит в этом весь свет. Потом. Нужно чтобы ребенок-сирота знал не только как выглядит рыба, но и как выглядит удочка, благодаря которой у него всегда будет рыба.
Александр ГЕЗАЛОВ
Милосердие ру
|