КОРР: Александр, я бы хотела услышать Вашу точку зрения: нужно ли искусство, музыка для ребенка в детском доме?
На самом деле, для воспитанников детского дома крайне важно, чтобы они могли самовыражаться. Один из самых важных способов самовыражения, как я считаю, это вокал и театр. Потому что театр, по большому счету, все в себя вбирает, все формы - это и работа с пластикой, мимикой, жестами, сценическая речь, костюм, грим, вокал, и т.д. То, чего на сегодняшний день в детских домах нет, это общекультурного развития детей - это факт. Поэтому дети выходят из детских домов зажатые, закомплексованные, с пониженной самооценкой, неспособные самовыразиться, потому что не знают, как это делать. Через какие техники, знания, технологии. Мне кажется, что воспитательные возможности театральной студии, хорового кружка очень велики.
Я вообще не встречал в детских домах хоров, где бы дети исполняли не просто песню мамонтенка, а серьезные произведения, которые исполняют в любой музыкальной школе такие же дети из семей. Это говорит о том, что на детях-сиротах есть определенная стигма, что им доступно спеть только песенку о том, что «так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети».
Это такие же дети, просто такой широкой возможности у них нет, как у детей из семей, но если бы она была, то это были бы уже совсем другие по своей личностной амплитуде дети. Потому что пение позволяет не только издать звук, но и много чего выразить с духовной точки зрения - что с ребенком происходит. В Детских домах есть специфическая среда общения, которой больше нигде в мире не попадается, кроме исправительных учреждений. Дети умеют тесно общаться между собой, знают внутренние всевозможные технологии общения, а когда они выходят, они сталкиваются с миром, который их не понимает, потому что это было внутриутробное общение.
Мне кажется, если в основу детского дома не будет поставлено культурно-массовое просветительское воспитание, проблема адаптации детей-сирот будет такой же трудной, как и сейчас. Ведь в жизни человеку постоянно надо самопрезентоваться, рассказать о себе, как-то себя позиционировать. В этом смысле театральное искусство было бы для них спасительным. В формате того, как ребенок живет в детском доме, такого предложения для него просто не существует, потому что, во-первых, у музыкального работника ограниченная ставка, да и вообще нет мотиватора, как бы он мог помочь детям, в том числе заняться тем же пением. Они и спортом плохо занимаются, и труд у них крайне ограничен, а тут такой непростой вопрос, как пение или театр.
Для меня лично в системе Станиславского есть такая техника работы с актером, актер работает сам над собой, актер работает с ролью, актер работает с персонажем, с тем, что ему предлагает режиссер в рамках мизансцены и так далее. Это было бы очень полезно для ребёнка из детского дома. У воспитанников детских домов очень низкая самоидентификация, и проигрывая всевозможные персонажи, роли, примеряя на себя проблематику героев, их характерные проблемы, физические проблемы, они учились бы справляться с будущими жизненными ситуациями.
Я вел театральную студию в одной школе-интернате для плохо говорящих детей. И у нас там были всевозможные этюды. И одним из этих этюдов было, чтоб дети могли показать, как двигается старый человек. Дети не смогли показать, потому что они не соприкасаются с бабушками, они соприкасаются с воспитателями. Театр позволяет развивать наблюдение - я им дал задание: на следующий урок, когда я приду, вы выйдете на улицу, увидите старушек, посмотрите, как они ходят. Уже через какое-то время я пришёл, они это всё изучили и уже стали показывать, что бабушки могут прихрамывать и у них болезни спины, и палочку могут взять. Все это даёт определенные новые коммуникации. В детском лагере дети впервые увидели новорожденного ребенка. Опять же, субъект-объект.
Культурные проекты, программы могли бы дать детям большие плюсы на будущее. После того, как я вышел из детского дома и жизнь немного меня помотала, я решил закончить театральный колледж. Это дало мне большой толчок в жизни. Там я научился говорить, общаться с коллегами, с людьми, которые тобою руководят, конкретно режиссером. Большое им спасибо за это. В детском доме это невозможно. Но если бы в детском доме были такие занятия, то детям было бы гораздо проще выйти и состояться в жизни.
КОРР: С Вашей точки зрения, что занятия искусством дадут ребенку из детского дома для жизни?
Занятия музыкально-театральным искусством помогут ребёнку из детского дома в будущем создать семью.
КОРР: А как это связано?
Связано с тем, что если человек не обладает универсальными знаниями, не умеет себя подать (в хорошем смысле слова), у него заниженная самооценка, он все время избегает острых углов, решения проблем, это приводит к тому, что, соприкасаясь с противоположным полом, терпит фиаско, потому что он человек малоинтересный, с определенными ограничениями. Дети из семей видят такую ограничивающую себя личность, естественно, они буду делать выбор в пользу совсем других партнеров. Я приведу пример: когда они попадают в компанию, то там все уже хорошо говорящие, умеющие спеть песню, рассказать. И вдруг появляется человек, который вообще ничего не умеет. Естественно, компания его выдавит. И он окажется в той компании, где будут другие песни и так далее.
Поэтому, конечно было бы хорошо, если б дети изучали пение, гитару, театральную игру. Нельзя быть скучным человеком, человеком в футляре. Например, после училища, когда у меня были определенные трудности, я работал тамадой на свадьбах. А это очень оплачиваемая работа и очень многокомпетентная. Там общаешься и с младшим поколением и со старшим, нужно знать хороший песенный репертуар, в том числе военных песен. Это возможности заработка, возможность добиться успеха в жизни. Даже если нет жилья, работы, опыта, это поможет ребенку обрести заработать, найти вторую половину, создать семью. Я это называю, когда ребенок как морской пехотинец - он может с одной лопатой и небольшим мешочком идти вперед и добиваться успеха. Есть прекрасная сказка - «Огниво». Он там показывает, как может худенький солдат с отсутствующими внешними характеристиками может быть интересным и привлекательным с точки зрения и персонажа и того, что он там добивается.
КОРР: Получается, что если ребенок состоится, то он не попадет в преступную среду.
Естественно. Потому что они выталкиваются из этого общества, где совсем другие ценностные установки. Это очень серьезная проблема. Их зажатость, неумение себя подать, отсутствие внутренней творческой моторики не позволяет им интегрироваться в нормальную жизнь, выталкивает их в те среды, где все это не имеет значения, а имеет значение прибыток через преступление. Это напрямую ответ на вопрос, каким будет завтра этот ребенок, если он сегодня не умеет, петь, танцевать, не умеет сказать, и при этом плохо учится.
Хороший пример того, как преподаватель хора может влиять на образовательный процесс ребенка, есть в фильме «Хористы».
КОРР: Как Вы считаете, влияет ли пение на общеобразовательное обучение?
Моя дочь играет на фортепьяно, занимается девять лет. Я вижу, что она отличается от детей, которые не занимаются каким-то инструментом. Это развивает кору головного мозга, это одновременно тренируются разные руки. Это крайне важно. Наши детдомовские дети очень зажаты, очень угрюмы, они страдают от того, что у них нет такой компетенции. Если бы она была, то это были бы совсем другие дети. Надо больше делать для того, чтобы дети в творчестве раскрывались, и это помогало им в тех областях, которые им помогут их становлению в жизни. Взять такой момент, как справляться с проблемами, ведь в жизни это часто происходит. Например, не получается что-то в пении. Если он будет идти вперед и добьется этого, то он сможет преодолеть трудности, которые возникнут, так воспитывается воля, характер, желание преодоления трудностей. Например, когда я обучался на гитаре, у меня некоторые песни не получались. Но за счет длительных упражнений мне удалось это все нивелировать. Это все труд. Надо детям-сиротам давать возможность в этом смысле трудиться, потому что они в детском доме не трудятся вообще, по законодательству. В прокуратуру прибегают и сразу начинают прыгать - почему ваши дети трудятся, они же сироты. А что, сирота - он не должен трудиться?
КОРР: Возможность трудиться - это снятие с них каких-то ограничений.
Есть поразительный опыт в Венесуэле: экономист и музыкант Хосе Антонио Абреу создал систему школьных хоров. Он начинал с 12 детей, сейчас через неё прошли 5 миллионов детей и 90% из них - из бедных семей. Это дети, выведенные из-под влияния преступного мира. Следующий вопрос такой: что для вашей жизни вам дало то, что вы играли в театре?
Как говорится, тот, кто не боится сцены, не боится ничего. Когда ты на сцене, на тебя смотрят заинтересованные люди, ты начинаешь понимать, что ты должен соответствовать их ожиданиям. Поэтому, плохо сыгранная роль - это провал. Второй момент - дисциплина. На сцене нельзя быть своевольным, делать что хочешь, потому что рассыпается вся композиция. И общение с партнером по сцене, потому что уметь по технике работы есть оценка, внимание, общение, отношение, отражение, пауза. В искусстве, как ни странно, больше важна пауза, чем хорошая оценка того или иного события. В паузе много чего есть. И для зрителя и для персонажа. Это осознание, понимание, что в жизни это можно применять. Делать паузу. Не пытаться сразу с ходу решить вопрос.
В этом смысле участие в театральной деятельности было для меня очень полезно и важно. Облачаясь в персонаж, возрастной, положительный, отрицательный, реально понимаешь, как отрицательный герой может все уничтожить. Мы играли пьесу «Зойкина квартира», и я играл негодяя Аметистова, вороватого и подлого. Зритель видит, и я это вижу. Думаешь, как в жизни сделать, чтобы ты не стал Аметистовым, который везде пролезет, всем нальет и себе в карман положит. Это сопоставление, очень полезное, спасительное с точки зрения ориентации в жизни, потому что когда ты потом отказываешься в какой-нибудь ситуации, особенно когда дети попадают в криминал и они не могут понять, что их зовут в плохой персонаж.
А он должен это понять, оценить, сделать паузу и потом сказать: Кан он пар оль дю солейль он вуа ле рейон. (когда смотришь на солнце, видишь его лучи). Это говорил Аметистов в этой пьесе. Сцена много что обнажает, много что увеличивает. Это очень много даёт для будущего. Не зря же говорил Шекспир, что театр есть жизнь. Я даже написал такое стихотворение, когда мне было лет 15:
Так что мы и маски меняем... Я рад, что я не оказался в бандитской среде, хотя это очень просто было. Два моих брата, к сожалению, сели в тюрьму. Сыграли не ту роль, спели не ту песню. На самом деле, если бы у нас больше благотворительных организаций занималось этим направлением, а меньше - всевозможными вывозами на Красную площадь и какими-то дарами...
Без культуры не будет формироваться личность. Личность формируется в работе, в труде, в труде над собой. То, что вы предлагаете, это замечательно. Это надо развивать.
КОРР: Что вы посоветовали бы воспитаннику детдома?
Жизнь крайне многогранна. Она не улица, не аптека, не фонарь, она гораздо шире. Естественно, под эту широту диапазон личностных качеств должен быть тоже соответствующим. Потому что, выйдя пустым в мир, ты будешь как пустой барабан - будешь громко звучать, но этого никому не станет лучше. Хотелось бы, чтобы ребята, которые воспитываются сейчас в детских домах, набирались важных для жизни умений, компетенций, ходили на секции, на пение, учились играть на гитаре, получали образование и так далее. Все это потом поможет в жизни, потому что вся сложность заключается в том, что молодой человек выходит в мир, где никто ничего никому не должен.
И только благодаря тому, что ты сам умеешь преодолевать трудности, умеешь доставать из своего багажа знания, которые ты получил и накопил, ты сможешь сочетаться с миром и его не бояться. Это очень важно - у детей-сирот, выпускников-воспитанников детских домов этот рюкзачок знаний и умений крайне маленький, и его нужно развивать, увеличивать, чтобы это был большой хороший походный рюкзак «Ермак», где всё есть. Основное - это труд во всех его проявлениях. Желаю им труда. Даже тогда, когда кажется, что вроде все уже сделано и понято, не надо останавливаться, а надо идти вперёд