Сиротам трудно быть взрослыми
06.09.2011
Воспитанники детских домов не готовы к самостоятельной жизни
По статистике 40% воспитанников детских домов становятся жертвами преступников, 40% сами преступают закон, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% детей становятся полноправными членами общества. Почему детям, вышедшим из детдомовских стен, не удается построить нормальную жизнь с ее маленькими радостями? Парадоксально, но виновата в этом сама система детских домов.
Сегодня детдом (конечно, не все, но большинство) - это большое светлое здание, где соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, у каждого ребенка есть своя кровать, полным-полно игрушек. Живется в детдоме весело, потому что несколько раз в неделю здесь проходят праздники, которые устраивают разнообразные благотворительные фонды и общественные организации. Картина идиллическая, но тем не менее это так. А при этом детдомовские дети отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют и умирают. Социум не принимает этих детей, точнее, эти дети не умеют и не хотят в него встраиваться. Адаптация детей-сирот к самостоятельной жизни - вопрос, который стоит сегодня наиболее остро.
Сами не с усами
Дети, выходя за стены вырастившего их учреждения, не знают, что им делать дальше. Годами рисуя в своем воображении, что будут делать по достижении 16 лет, получив свободу взрослой жизни, они не знают, как с ней обращаться. В результате - безработица, нищета, преступность, алкоголизм, наркомания и самое страшное - самоубийства.
Дети не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. При сравнении ожиданий будущих выпускников и впечатлений выпускников вчерашних, уже поживших самостоятельно, видны просчеты в воспитании детей. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Дети привыкают, что им все достается даром, они не понимают, зачем нужно работать, если все идет в руки просто так, безо всяких усилий с их стороны. Они, как Ассоль, ждут своего Грея, который вместо яхты с алыми парусами поможет получить квартиру, сделать ремонт, купить холодильник и наполнить его едой. К правозащитникам и в общественные организации часто обращаются воспитанники детских домов с просьбой помочь «выбить жилье из региональных властей». Им помогают: рассказывают, как составить иск в суд, какой собрать пакет документов, куда с ними идти. Однако детям, которые уже не дети, этого мало. Более того, они просто возмущены такой помощью: «Это все, что вы можете? А говорили - окажут помощь!». Сироты ждут, что им принесут квартиры на блюдечке с голубой каемочкой. И это лишь один пример из массы проблем, встающих перед выпускниками детских домов.
«Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации, - отмечают представители профильного департамента Минобрнауки. - В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность».
При выходе во взрослую жизнь с патерналистскими настроениями приходится распрощаться. Реальность ставит перед выпускниками задачи, которые они не могут решить самостоятельно. Причин тому множество, но основная одна - в наших детских домах и интернатах не созданы условия для полноценного формирования личности и дальнейшей успешной адаптации воспитанника к обычной жизни.
Подготовка сирот к самостоятельной жизни все чаще ограничивается обучением распознавать денежные знаки или готовить блины и яичницу. Научив готовить салат, объяснив, что такое магазин и как пользоваться деньгами, ребенку никто не вкладывает в голову - как пойти в магазин. Для детей, выросших в семьях, когда по пути из школы покупаешь хлеб, а на сдачу жевательную резинку, это даже не вопрос, которым стоит задаваться, и уж тем более не проблема. А для детей, воспитанных внутри казенного учреждения, это вопрос жизни и смерти. Многие просто боятся выйти за стены своего общежития. Они привыкли, что все решают за них. Пытаясь побороть страх, они прибегают к алкоголю или наркотикам, прибиваются к дурным компаниям и в результате скатываются на самое дно - туда, откуда уже практически нереально выбраться.
Помощь поодиночке
В июне Министерство образования и науки провело всероссийский семинар-совещание, посвященный теме адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов. Увы, ситуация плачевная. Регионы часто создают модель помощи сиротам интуитивно, исходя из доступных ресурсов, которых, как правило, не хватает, а значит, и помощь недостаточна.
Основная проблема в том, что отсутствует единый государственный стандарт, по которому было бы можно реализовать программы помощи и поддержки выпускников. Закона, который бы регламентировал деятельность ответственных лиц за качественную адаптацию детей-сирот, сегодня нет. «Ответственность за решение проблем выпускников нередко на себя берут личности, директора сиротских учреждений, готовые вести данную работу. То есть личности есть, а закона, который бы по умолчанию работал на социализацию сирот, по общему мнению участников совещания, до сих пор нет. Все держится на отдельных личностях. Некоторые выступающие горячо говорили о том, что функции по решению проблем выпускников наиболее часто берут на себя детские дома и школы-интернаты. В связи с тем, что в регионе вовсе отсутствует система сопровождения выпускников детских домов», - говорит руководитель проекта «Успешные сироты.ру» Александр Гезалов. Например, в Санкт-Петербурге эту функцию передали в центры по работе с семьей и пожилыми людьми, что сразу вызвало массу вопросов, потому что известно, что сироты вообще никуда не ходят за поддержкой, тем более не придут они в малознакомый для них институт.
Конечно, детские дома горячо защищают свои модели поддержки выпускников, считая, что кроме них никто не может оказать сиротам качественную помощь. При детских домах открывают социальные гостиные, центры по поддержке выпускников. То есть вся жизнь сирот опять протекает возле стен детского дома. Они, как и прежде, остаются зависимыми от этого ресурса. Сиротские учреждения искренне считают детей своими, поэтому и стараются для них больше, нежели те же НКО или органы опеки, представители профессиональных училищ.
Программы общественных и благотворительных организаций также оторваны от государственных реалий. Часто они пытаются закрыть брешь, которая образовывается поле того, как сирота покинул стены детского дома. В результате возникают такие модели взаимодействия, где участие ребенка минимизировано, где за него все будет сделано, пройдено, озвучено.
Большая проблема - межведомственная разобщенность. Когда каждый субъект работает с сиротами по-своему. Между детским домом и будущим учебным заведением выпускника не проводятся ознакомительные конференции, встречи. Все ограничивается общей характеристикой в личном деле. В результате никто не видит в детях личностей. На всех них стоит клеймо «сирота», которое, хоть и помогает иногда решить сиюминутные проблемы, не дает им построить полноценную жизнь.
Сухие цифры
По данным государственной статистики, из детских домов и школ-интернатов ежегодно выпускается минимум 13 тыс. сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в средние специальные учебные заведения, 5% - в высшие учебные заведения, трудоустраивается около 5% выпускников.
Проект газеты Известия РУ «Маленькая страна»
|