В России довольно часто происходят катастрофы и разные бедствия, в которых гибнут люди. Часто не хватает служб, которые могли бы оказать психологическую помощь, поддержать тех, у кого погибли близкие. И тогда это ложится на плечи Церкви, близких и друзей. Как в давние времена, люди всем миром помогают друг другу, словом, делом, заботой. Сегодня это особенно важно, потому что люди живут в отдельных квартирах, нет общности и соборного участия. Но такой отклик на горе ближнего показывает, что все живо, просто беда становится страшной проверкой всех на человечность, чуткость и понимание.
У Владимира Высоцкого много песен о дружбе, о верности и чувстве локтя, дружеского плеча, которое всегда рядом и в час радости, и в час горести. Чаще всего дружбу можно замерить буквально несколькими жизненными ситуациями, и горе одно из них. К сожалению. Именно горе чаще всего становиться главным мерилом дружбы и человеческих отношений. Когда уходит на задний план личные дела, проблемы и желания. У друга беда, надо бежать со всех ног. Друзей много не бывает, и значит, этих самых ног бывает не так много, но эти ноги очень нужны, а еще нужны добрые слова поддержки и искреннего сострадания. Горе объединяет ближе, чем праздники и рыбалки.
На днях у одного моего ближайшего друга, случилось несчастье, в авиакатастрофе под Петрозаводском разбилась жена и двое детей. Естественно отец семейства оказался в трудной жизненной ситуации. Хотя он и преуспевающий бизнесмен, человек сделавший карьеру и имевший крепкую и дружную семью. Троих детей. Смело смотрел в будущее. Но в этой ситуации он нуждался в поддержке своих друзей и коллег по работе. Через отношение к беде и проявилось отношение к нему всех, кто был знаком и знал семью. А часто и незнакомые люди являли свое участие в этом горе.
Отец семейства вел себя крайне мужественно, если так можно сказать. На отпевании он старался не зарыдать, это давалось ему с трудом. Но он видимо понимал, что пришедшие на отпевание люди держались, глядя на него. И он держался. Верующий человек, он заказал поминовение своих детей и жены и на кладбище. Где опять же смог сохранить мужество.
Мне выпала честь или доля, не знаю как это назвать, каждый день звонить ему и говорить с ним по несколько минут по телефону. И первое что я сделал, это отправил ему смску со словами поддержки, в которых просил его идти вперед, потому что и жена и дети одобрили бы это. Он принял это, и это стало главным лейтмотивом всего, что происходило потом. Мы созванивались по нескольку раз на дню и много говорили о том, где и как все организовать, что обязательно заказать панихиду, решали другие вопросы. Уже через день я был в городе и старался быть рядом со своим другом. Мы постоянно говорили. Это крайне важно, чтобы человек не замыкался и не терялся в собственных мыслях. Естественно рядом были и другие друзья, которые так же не давали овдовевшему другу паузы для излишнего эмоционального переживания. Шли звонки и смски со всей страны со словами поддержки и ободрения. Видимо все это сложилось в общую копилку помощи, благодаря которой наш друг держался. Что было у него на душе, знал только священник, который принял горячее участие в судьбе этой семьи. Был всегда доступен и готов помочь.
Каждый день папа детей читал поминальные молитвы, посещал могилу. И что примечательно - не пил спиртного. Это называется пережить горе на сухую, то есть в сознании. Это стоит очень дорого.
А на днях, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил благословил нашего друга строить на кладбище часовенку. Он решил строить часовенку, потому что понимает, что память вечна, только тогда, когда об ушедших в мир иной мы обращаемся к Богу в молитве. Молитва священников, друзей и близких. Нас всех. Соборно.