За последние 3,5 года количество столичных детдомовцев сократилось на 30%, что позволило закрыть 14 сиротских учреждений. При этом главной целью было не само закрытие детдомов, а устройство сирот в приемные семьи, сообщила 5 июля глава столичного департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева на заседании правительства.
В 2010 году в семьи граждан принято 2143 ребенка, за три года в 15 раз увеличилось количество приемных семей в Москве, пояснила «Известиям» пресс-секретарь департамента Ольга Правдина.
Но в настоящее время в региональном банке данных Москвы о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 4210 воспитанниках различных типов сиротских учреждений.
Перевод без смены статуса
Еще одной новостью заседания правительства стало решение о передаче 18 столичных сиротских учреждений из ведомственной подчиненности департамента образования Москвы в ведение департамента семейной и молодежной политики. В числе этих учреждений - 17 детских домов и одна школа-интернат.
«Статус данные учреждения не меняли и менять не будут», - сообщили изданию в департаменте семейной и молодежной политики.
«Социализация» детдомов
Постепенную смену курирующих сиротские учреждения ведомств эксперты связывают с новой государственной идеологией. «Чиновники наконец-то поняли, что дети должны расти в семье, и это правильно», - говорит Александр Гезалов, активист движения бывших детдомовцев.
По его мнению, путь социализации детдомов является единственно верным. «Медленными шагами детдома переводятся из системы образования в социальную сферу. По большому счету это правильно, так как детдома не являются образовательными учреждениями, это место, где дети находятся», - говорит Гезалов.
Московский старт
Однако, несмотря на все нововведения и постепенные попытки властей реформировать всю систему воспитания детей-сирот на западный лад, ситуация двойственна, считает эксперт.
Так, развитие новой модели тормозят подушевое финансирование, когда материальное благополучие учреждения напрямую зависит от количества детей, и санитарных норм.
Мешает и чисто человеческий фактор. Многие директора детдомов просто-напросто не желают расставаться с «кормежным местом». И если в столице необходимость детдомовской реструктуризации осознают, то с регионами дело обстоит гораздо хуже, говорит Гезалов.
По его словам, сейчас детдома пытаются всячески спасти свое положение, сохранив статус единственного «спасителя» для детей, оставшихся без родительского попечения. «К примеру, недавно звучала идея о создании отдельных детдомов для девочек и для мальчиков. Но ни одна из подобных мер не сможет заменить ребенку семью. Детдом как система должен уйти в прошлое», - уверен он.\