Просмотр сайтов отечественных НКО и отчетов об их деятельности приводит к мысли, что многие организации стремятся создать и реализовать как можно больше проектов. Политика такая: чем больше, тем лучше. Они, похоже, искренне считают, что заходящий на сайт жертвователь умилится объемами и тут же окажет материальную помощь. На самом деле, все может быть с точностью до наоборот.
НКО хочется принять участие во всем: в ярмарках, днях открытых дверей и т.д. Поехать-показаться тут и там, на Селигере и куда еще позовут - растрачивая ресурсы, время, теряя устающих от махания флагами и футболками добровольцев. Им везде хочется успеть и показать свою активность.
Однако основные жертвователи НКО - люди, работающие в коммерческой сфере. Где также стоят задачи по продвижению продукта и где прекрасно понимают, что организация может пойти вразнос, пытаясь охватить большой объем. В НКО чаще всего отсутствует менеджерский подход, потому и выходит «замах на рубль - удар на копейку». Человеку, знакомому с законами бизнеса, такая низкая эффективность видна сразу. Тем более что в бизнесе все наоборот. Объем соответствует поставленным целям и задачам, трудозатратам.
НКО надо научиться мыслить так же: концентрация на нескольких проектах может дать куда больше эффективности, нежели попытка доказать свою мобильность, показать количество добровольцев. Ведь опекаемой социальной группе все равно, сколько в организации добровольцев, ей необходима качественная услуга или сервис. И правильное продвижение проблемы, что позволит изменить к лучшему положение в обществе этой социальной группы.
Мне, разумеется, ближе всего пример работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Чтобы добиться максимального эффекта, организация должна прожить целый цикл, выстроенный в соответствии с единой целью. Чтобы запустив в начале учебного года реализацию проекта по подготовке сирот к самостоятельной жизни, вести его беспрерывно, и, желательно, замеряя эффективность. В том числе, продолжая работать с детьми даже летом, организуя адаптирующий их к самостоятельной жизни лагерь.
При этом какая-то группа добровольцев может заниматься обеспечением проекта необходимыми материалами. Но эти побочные проекты должны быть встроены в общую канву.
А что выходит обычно? Есть куча небольших разрозненных проектов и акций по поддержке то ли детей-сирот, то ли детских домов. В таком случае даже эффективность работы НКО замерить почти невозможно, так как отсутствуют цели общего характера, перспективность. Недавно наткнулся на объявление одной такой организации: мы, мол, уходим на летние каникулы. Тут же возникает вопрос: а что, у сирот проблемы тоже ушли на каникулы? Значит, на самом деле у НКО и нет такой цели, как длительный образовательный контакт. Даже если цель эта на бумажке прописана.
Важно, чтобы у наших НКО формировалась проектная культура, ответственность за все, что добровольно делается для нуждающихся в помощи. И пусть проектов будет три-пять, но они будут работать на решение той или иной проблемы или задачи. Чтобы векторность организации шла не от объема (и даже собранных средств), а создания такого общественного продукта, который бы изменил в лучшую сторону социальные процессы. Стало мерилом в решении тех или иных проблем социальных групп. Тогда и жизнь НКО будет осмысленнее, и жизнь тех, кому она помогает, будет меняться к лучшему.