Одной из самых насущных проблем добровольчества России по-прежнему остается проблема самосохранения добровольца, умение не выгореть, остаться в строю и еще долго помогать тем, ради кого он пришел в добровольческие ряды. На самом деле проблема стрессоустойчивости остро стоит на всем советском пространстве. Этот вопрос имеет много разных аспектов. По моему опыту, один из них - личностная проработка своего желания быть добровольцем, своего «хочу».
В западных странах, где благотворительность имеет беспрерывную историю, этот вопрос уже отработан. В России же благотворительность только возрождается. Конечно, есть организации, которым более двадцати лет, но и они по большому счету созданы уже в новое время. Кроме того в наше время появились новые социальные группы, опыта работы с которыми нет вовсе. И у государства в том числе. Значит путь, по которому идет российские НКО, часто нов, и технологии работы с проблемами только-только начинают появляться.
Культура проектности у нас только зарождается. Проектов по поддержке и обучению добровольцев еще совсем мало. Их практически нет еще и потому, что нет ресурсных центров, нет описанного опыта, выложенного в научно-методическую базу. Да и финансирование добровольческих организаций зависит от грантодателя, спонсоры чаще всего не будут вкладываться в добрых людей, им проще отдать средства в детский дом или больницу. Из НКО, помогающих развивать добровольчество, умеют выжить - единицы. В регионах этот вопрос стоит еще острее.
Часто можно услышать такое мнение, что самодостаточный доброволец не может выгореть, потому что у него есть нечто, что не позволяет ему остыть или очерстветь. Мол, достаточно высшего образования, которое позволяло бы добровольцу выживать в социальных полях. Но это ошибка, и даже самообман. Потому что дело не в образовании, хотя оно важно. Дело скорее в личности, и в тех, кто отвечает за эту личность, если она пришла в ту или иную общественную организацию. Не достаточно просто знаний общего характера, нужны знания специфики, психологии, способов решения той или иной социальной проблемы. Готова ли общественная организация помогать тому же добровольцу, вживаться в роль, не выгорать? Чаще всего это невозможно, потому что у многих НКО нет возможности провести грамотное тестирование пришедшего человека, обучить, сопровождать. Часто бывает и так, что с ним никто вообще не встречается, и он идет в социальные поля вовсе неподготовленный. Возможно ли такое, чтобы доброволец, посетив интернет-форум, уже завтра пришел в детский дом или больницу, и не стал сухим, потому, что столкнувшись с реалиям, и начиная рефлексировать, со многим не соглашается, борется с собой и теми проблемами, с которыми надо не бороться, а исправлять трудом?
Нет никаких законодательных норм или общепринятых нравственных принципов, которые бы помогли добровольцу не стать жертвой своего эмоционального неудержимого порыва. Не начать вредить, даже из благих побуждений. К примеру, участие в жизни детей-сирот, просто необходимо начинать с глубокого изучения и жизни самого детского дома, труда сотрудников, проблем детей и т.д. Потому что часто знакомство по ходу деятельности, приводит к тому, что доброволец ломает столько дров, что поправить это уже никак нельзя. Кроме как покинуть стены учреждения. Ведь делая ошибки, он становится уязвимым для персонала и детей. Не выстроившись в общий ранжир деятельности детского дома, идя в слепую, доброволец и сам становится заложником того, что вся его деятельность не только не эффективна, но и вредна. Но он уже не может остановиться и вредит и далее. И когда через некоторое время осознает (на первом в жизни семинаре), узнает, что делал что-то не то или не так, наступает депрессия. Возникает обида, огорчение, и даже озлобление, сложности с самоиндефикаций. Потому что поправить то, что было сделано, очень непросто, потому что восприятие уже сформировалось и освободиться от него очень сложно. И доброволец либо уходит из социального поля, либо продолжает действовать, но, уже осознавая, что просто уже не может смириться с ошибками. Проблемой. Собой. Происходит сбой.
Все-таки выход есть, и он лежит на поверхности. И во многом зависит от тех, кто приглашает добровольца в свои ряды, а еще больше от самого добровольца. Можно приглядеться к тому, что делает то или иное НКО, как это соотносится с общей тенденцией помощи той или иной социальной группой. Почитать и о лидере приглянувшейся организации, и чем больше информации о нем, тем лучше. Если доброволец узнает, что в НКО нет, которая бы могла помочь добровольцу и научится и войти в процесс, лучше всего взять тайм-аут. Определить для себя домашние задания и поискать ответы на многие вопросы. Самостоятельно. Тем более поисковые системы реагируют на социальные запросы. Некоторый общественный опыт уже и описан, и выложен в интернет.
Не надо поддаваться на форумские эмоции «как здорово, что все мы здесь сегодня», а стоит через поисковую систему поискать ответы на вопросы. Посмотреть опыт на сайтах организаций, уже работающих по этой проблеме, благо есть Интернет-каталоги. Поговорить со знакомым, которые имеют опыт подобной работы. Поразмышлять над имеющимися ресурсами, личным жизненным капиталом (личная занятость, средства, образование, формат участия и т.д.). Важно понять хватает ли вам ресурсов, чтобы уже завтра отложить какие-то свои вопросы и решать вопросы других людей. Изучить мнение родных и близких, возможно они будут реагировать по-разному. Но не учитывать их мнение нельзя.
Резюмируя все выше сказанное, еще раз хочется отметить, что неспешность включения в добровольческую деятельность (а порой и невозможность), помогает человеку через какое-то время понять, готов ли он к отданию себя и всего, что у него есть, нуждающимся? Возможно, этот вопрос надо отложить и проработать более глубоко. Потому что в любой сострадательной личности заложено качество ответственности за тех, кого приручили к своему участию. И чем качественнее будет проведена предварительная работа, тем меньше будет риск того, что ответственность будет мучительной. Потому что уже нельзя. Такое ограничение возможности выбора, вредит. Призываю всех, кто завтра хочет быть в добровольческих рядах, готовьте сани летом. И ход будет и легкий и долгий.