Благотворительность - это профессия
28.03.2011
Разговоры с представителями компаний на тему благотворительности, как правило, не отличаются большим разнообразием. Организации, у которых есть собственная стратегия благотворительной деятельности, встречаются редко, чаще всего общение выглядит примерно так:
- У нас бюджета на благотворительность нет, но мы иногда отправляем в детский дом остатки товара со склада.
- Мы только напрямую помогаем. Вот перед Новым годом наши сотрудники собрались, купили подарков и поехали в детский дом. Дети такие радостные были! Столько приятных эмоций.
- Ой, ну мы отвечаем иногда на письма, которые к нам приходят. Как-то получили такое душещипательное письмо! Я даже прослезилась... И копии документов были приложены. Стали выяснять, как можно помочь, можно ли не перечислять денег, а сразу купить нужное лекарство. Чем дальше копали, тем более странным все выглядело, оказалось, что все это просто мошенничество.... Такой неприятный осадок остался, с тех пор к благотворительности относимся настороженно.
Все, кто это говорят - хорошие, отзывчивые люди. Они искренне хотят помочь, но у них совсем другая работа. Чаще всего благотворительностью занимаются менеджеры по связям с общественностью, начальники отдела маркетинга или другие сотрудники. Они обычно не могут (да и не должны) разбираться в тонкостях устройства социальных систем, в психологии воспитанников детских домов и в других сложных вещах. Они не догадываются, что радостные детские лица - это ненадолго, что праздники в детдомах только усугубляют вечную проблему детдомовцев, их иждивенчество и отсутствие знаний о реальной жизни. Они искренне получают положительные эмоции от визитов в детские дома, не подозревая, что это скорее похоже на своеобразный корпоратив, чем на благотворительность.
А ведь в стране столько серьезных проблем, которые бизнес может действительно помочь решить! И есть ресурсы, чтобы помочь очень многим. Но эти ресурсы превращаются в воздушные шарики, конфеты и мобильные телефоны, а проблемы так и не решаются. То же самое относится и к частным инициативам помощи, большинство из них ограничивается сбором вещей и покупкой подарков. Мы создали свой центр, чтобы немного изменить эту ситуацию.
***
Как все начиналось
Примерно год назад мы с коллегой собрались с духом, ушли с вполне прилично оплачиваемой постоянной работы и создали свой собственный благотворительный проект (можно сказать, старт-ап).
К тому времени у нас за плечами был значительный опыт в сфере благотворительности. Моя коллега Людмила Томчук с нуля поднимала и большой проект по сбору средств на благотворительность, а профессионалов в этой сфере в России можно посчитать по пальцам. В багаже был опыт работы с крупнейшими бизнес-партнерами, мировыми знаменитостями, опробованные методики сбора частных пожертвований, обширные знания и связи, примеры успешной работы в таком формате наших западных коллег, креативность , оптимизм и желание что-то изменить. Не было стартового капитала, большой организации за спиной (как раньше), офиса, визиток, собственного портфолио - в общем, как мы посчитали, самое главное было при нас, а остальное - мелочи. Поэтому мы с энтузиазмом занялись своим делом.
Такие агентства, как наш центр, вполне успешно существуют на Западе. Дело в том, что собирать деньги и реализовывать благотворительный проект - это очень разные задачи. Быть профессионалом и в том и в том очень сложно. Либо ты сидишь, пишешь презентации, ходишь на встречи, организуешь сбор частных пожертвований, отвечаешь тем, кто жертвует и рассылаешь подробные отчеты. Либо ты ездишь по проектам, определяешь нужды, разрабатываешь программы, работаешь с местными властями и т.п. И то и другое делать одновременно почти не реально и навыки требуются очень разные. Раньше была возможность получать финансирование на благотворительные проекты благодаря грантам, но их поток все меньше и меньше - за рубежом не без оснований считают, что в России уже есть деньги для того, чтобы поддерживать собственных детей, матерей, стариков. Но как организовать сбор средств? На Западе есть огромный опыт, традиции, отработанные технологии. У нас - редкие попытки, жалостливые письма бизнесу, единичные истории успеха. Поэтому мы решили, что наша задача - стать мостиком между хорошими благотворительными организациями, бизнесом и просто людьми, которые хотят помочь.
Итак, начало положено! Мы будем выбирать самые лучшие благотворительные проекты, организовывать сбор средств, помогать компаниям строить благотворительные программы с умом и пользой для бизнеса и для людей.
В самом начале мы зареклись: собирать деньги на конфеты и подарки в детские дома самое легкое, но мы этого делать не будем. Мы через это проходили и сами, за плечами у моей коллеги - миллионы рублей, собранные... ну не на конфеты, но на заметные и мало что меняющие вещи. Собирать деньги на лечение больных детей мы тоже не хотели. Во-первых, этим и так много кто занимается и вполне успешно. Во-вторых, нам хотелось менять что-то принципиально, в корне - уж скорее собирать деньги на раннюю диагностику болезней, чтобы не требовалось таких огромных средств на лечение. Что мы хотели поддерживать? Потенциально - любой умный проект, который действительно что-то меняет, как говорится, «давать удочку, а не рыбу». Но начать решили со сферы, в которой мы лучше всего разбираемся и в которой знаем больше всего хороших благотворительных проектов: дети. В первую очередь, дети-сироты и дети-инвалиды. Мы знаем надежных партнеров, мы понимаем, какие есть проблемы, мы можем реально изменить всю будущую жизнь многих детей. В конце концов, раз мы знаем, что и как можно сделать, не делать этого просто невозможно.
Как нам казалось мы - идеальный партнер для компаний. Сотрудникам, ответственным за благотворительность, бывает непросто понять, кому именно помогать и как отслеживать эффективность. А тут появляемся мы - и не только подбираем хорошие благотворительные проекты, но и отслеживаем эффективность, контролируем, готовим отчеты. А еще - помогаем нашим бизнес-партнерам сделать так, чтобы благотворительная программа не была обузой, а помогала дополнить корпоративную стратегию. Мы работали с очень крупными международными компаниями и знаем, что они не просто так занимаются благотворительностью, вовлекают в нее своих сотрудников и клиентов. Они получают благодаря этому очень много, грамотно построенные благотворительные программы - большая часть успешности и в бизнесе.
Двигаемся дальше
Прошел почти год.... Мы расстались с одним из партнеров, у которого не было времени толком участвовать в работе, зато наша команда пополнилась профессионалами и энтузиастами своего дела. Мы еще никогда в жизни не работали так много и с таким увлечением, у нас по-прежнему горят глаза.
Все поставленные себе на первый год задачи мы выполнили: теперь у нас есть портфолио собственных проектов, есть чем гордиться, что показать. Мы запустили линию благотворительных открыток - очень популярный метод сбора частных пожертвований во многих странах - они всем нравятся и прекрасно работают. У нас есть партнеры, которые очень довольны сотрудничеством и намерены продолжать его. Наконец, мы уже помогли реализовать замечательные благотворительные проекты, которых без нашей работы могло не быть.
Единственное, что нас смущает - что все двигается очень медленно, гораздо медленней, чем хотелось . И самое обидное, что причина, скорее всего, - в нас самих и в наших завышенных требованиях к благотворительности. Если бы мы собирали деньги на подарки и игрушки для детей в детских домах, мы двигались бы гораздо быстрее. А сейчас мы «зависаем» на долгих переговорах. Многим из наших потенциальных партнеров все нравится, все здорово, но вот «клиенты не поймут про стратегические благотворительные программы - давайте лучше что-нибудь купим и подарим детскому дому?». И начинается новый круг объяснений про подарки, которые только вредят (у сирот и так огромная проблема - это иждивенчество), и про то, что помогать надо не детским домам, а детям. И опять, наши потенциальные партнеры все понимают, всем нравится, всех убеждаем - но сменяется ответственный за проект человек и начинается все заново. Объясняем, убеждаем, демонстрируем эффективность - но ответственный за работу сотрудник не может убедить директора, который все еще сомневается. И снова все по кругу. Мы верим, что все-таки удастся переломить тенденцию и создать новый тренд «умной помощи». Но может, мы по-прежнему слишком большие оптимисты?
Елена Харитонова: http://fundraisers.ru/o-centre/
http://www.snob.ru/profile/blog/23066/33484?rp=fb
|