Скандально известный благотворительный концерт в Петербурге, в котором приняли участие знаменитые голливудские актеры и Владимир Путин, вскрыл много проблем в организации российской филантропии. И одна из них - собственно использование звезд в делах помощи нуждающимся.
Я не знаю петербургскую историю во всех деталях, а потому не буду судить, кто прав, а кто виноват. Неизвестно, в курсе ли «использованные» фондом «Федерация» звезды, что случился конфуз, что их имена стали нарицательными в российском мире благотворительности. Скорее всего, не в курсе (за исключением местной «звезды» - Владимира Путина). Однако не в этом дело. Этот сюжет - показательный: порочна сама сложившаяся практика привлечения звезд к акциям НКО.
На первый взгляд, все чудесно. Некоммерческие организации и фонды ищут медийное лицо, чтобы привлечь его к сбору средств. Дело-то благое, помочь нуждающимся, чаще детям, чаще больным. Я только за. То тут, то там появляются фотографии и видео с теми, кто регулярно появляется в телевизоре. Отчет о собранных средствах. Счастье.
Эта картинка вполне может вызвать умиление у народа. А вот у тех, кто профессионально помогает, - только обратную реакцию. Дело в том, что не всегда участие медийной персоны в работе фонда приводит к должному эффекту. Как правило, подобные проекты фандрайзинговые, а не системно-сервисные: денег поднять с помощью звезд фонды вполне смогут, а вот потратить их с толком не умеют. Характерная история - собрали средства, да натащили в детский дом того, что сирот только испортит или сделает их еще более зависимыми от подарков и подачек.
Чаще всего звезда не понимает, да и не может понять, что «использовали» ее для малоэффективной акции. Никто не скажет знаменитости, что сделанное ею доброе дело лишь навредило. Ее привлекли, она счастлива, да и еще в журналах и ТВ сверкнула. Потом это начинает нравиться, и вот уже звезда вещает о проблемах социальных групп, реально часто не понимая и не вникая в суть этих самых проблем. А раз персонаж известный, то вскоре становится он «главным» по теме. Журналистам интереснее узнать мнение этой благозвезды, чем скучных специалистов. Читатели же и зрители начинают привыкать, что ту или иную проблему могут решить только звезды, только они о ней знают.
И звезда не виновата в этом, зачастую она просто искренне помочь пытается. Проблема в НКО. А если точнее - у большинства наших общественников не хватает проектной культуры, они не пытаются заглянуть вперед. И ограничиваются простейшим - собрать побольше денег. Чаще всего речь идет о разовых акциях, бессистемных и даже вредных.
У нас любят кивать на Запад: вон, мол, там тоже звезды вовсю двигают ту или иную социальную программу. Но дело в том, что те, кто им предлагает эту программу, появились не вчера. Борьба с социальной проблемой для таких НКО норма, гражданская позиция. Это не спонтанное чувство, а постоянное. Они бережно и ответственно относятся к привлеченной звезде.
И звезды - не все, конечно, - отвечают тем же. Можно собрать денег для сирот и не помочь им, а можно усыновить, и тем самым спасти, как это делают Брэд Питт с Анджелиной Джоли, или Мадонна. Вслед за ними и другие хотят сделать нечто адекватное.
Как-то мы (проект «Успешные сироты.Ру») получили предложение от одной известной актрисы. Она предлагала себя на роль защитника всех сирот России. Мы отказались, она пообещала попробовать самостоятельно. Прошел год, о сиротозащитнице ничего не слышно. Не пошло, видать, дело. Может, это и к лучшему для нее и сирот.
А.Гезалов
http://philanthropy.ru/blogs/gezalov/2011/03/10/5134