ГОРЕТЬ, НО НЕ СГОРАТЬ
14.12.2010
ИНТЕРВЬЮ С РУСТАМОМ ИСЛАМГУЛОВЫМ
В Москве четвертый год существует православное движение «Курский вокзал. Бездомные дети». За эти годы организация провела колоссальную работу по социальной реабилитации и адаптации бездомных - взрослых и детей: свыше 500 человек было отправлено домой, в интернат, приют или на реабилитацию, устроено на работу, за неделю помощь оказывается более 700 бездомным, успешно функционируют пункты экстренной помощи на Курском, Павелецком, Ярославском, Ленинградском, Казанском вокзалах, на Тверской улице. О новых подходах в реабилитации бездомных, о дальнейших планах организации и о том, как не «сгореть», делая добрые дела, мы побеседовали с руководителем движения Рустамом Исламгуловым.
-Рустам Михайлович, расскажите о важнейших направлениях в вашей работе на сегодняшний момент?
-Сейчас мы хотим организовать социально-коммерческий проект - реабилитационный центр для бездомных - в ближайшем Подмосковье. У нас составлена программа, сейчас ищем источник финансирования. В таком реабилитационном центре бездомные будут проходить реабилитацию не за счет спонсорского финансирования или выигранных грантов, а за счет собственного труда, так как финансирование может прекратиться или грант в следующий раз могут не дать, а мы уже начали проводить работу с бездомными, не выгонять же всех бездомных обратно на улицу?! В основу нашего реабилитационного центра войдет собственное производство, бездомные будут создавать своими руками определенную продукцию. Сначала, естественно, будем нанимать специалистов, которые могли бы обучить людей навыкам данной работы, чтобы потом они сами смогли профессионально работать.
-Бездомные, прожившие на улице определенное количество лет, как правило, отвыкают работать. Захотят ли они работать в реабилитационном центре?
- Среди бездомных большой процент людей, отвыкших работать, но по своему опыту могу сказать, что можно найти бездомных, которые не отвыкли от трудовой деятельности. Любая реабилитация в итоге заканчивается трудовой реабилитацией, и все наши программы построены трудовой реабилитации. Вопрос состоит в другом: чтобы осуществить наши планы нам требуются серьезные материальные средства, которых у нас нет. Сейчас, как и четыре года назад мы находимся на передовой и действуем по одной схеме. Каждый день, за исключением субботы встречаемся с бездомными на улице, кормим, общаемся с ними, покупаем билеты и отправляем их обратно домой. Если нет дома, но человек готов трудиться, хотя бы за еду и за крышу над головой, мы отправляем его в реабилитационные центры, с которыми сотрудничаем. Из своих подопечных мы выбираем людей, которые нас не подведут, не будут безобразничать в этом центре, войдут в новую струю. Любой реабилитационный центр - всего лишь средство реабилитации, человек должен сам захотеть уйти с улицы, понять, что ему нужна эта помощь. Если человек не хочет этого понимать, мы его за ручку водить не будем. Нужно помогать только тем, кто хочет уйти с улицы.
-Государство как-то участвует в реабилитации бездомных?
- В Москве разработан хороший механизм реабилитации, но он хорош только для москвичей. Во - первых, В Москве очень мало реабилитационных центров и они не могут принять всех желающих, эти дома на данный момент все переполнены. А во-вторых, бывший москвич в доме ночного пребывания может жить год и больше, а иногородний - месяц и больше. Чувствуете разницу?! Москва - это большой перевалочный пункт, все бездомные из регионов стекаются в Москву, а в регионах государственные структуры помощи бездомным не развиты, и раз люди стекаются в Москву и не могут вернуться обратно, значит, взаимодействие между Москвой и регионами только предстоит наладить, но для этого нужно организовать сеть помощи, о которой мы давно говорим.
-Расскажите об этом поподробнее?
-Сеть помощи - это союз всех общественных, государственных и социальных организаций, которые занимаются реабилитацией бездомных. Одна организация не может и не должна оказывать целый круг помощи, мы должны делать это сообща. Например, мы отправляем бездомных из Москвы, а в регионах их принимают. Поэтому мы пока только занимаемся передовой деятельностью, а дальше в наших планах - создание социального жилья, центра адаптации и реабилитации
-Как вы стали заниматься помощью бездомным?
-Наше движение вышло из интернет-форума дьякона Андрея Кураева. В 2006 году один из участников форума поднял клич, что в районе Курского вокзала замерзают бездомные дети. Мы, участники форума, собрались, приготовили продукты, одежду, поехали на вокзал, и стали помогать им. В 2006 году еще было много детей на Курском вокзале. Сейчас их, слава Богу, нет, но остались взрослые бездомные.
-Бездомные дети исчезли с Курского вокзала благодаря вашей деятельности?
-Одна общественная организация не готова справиться с такой проблемой. Дело в том, что в 2002 году Путин дал указание убрать детей с улиц, этот механизм заработал, стали образовываться организации, начали строиться реабилитационные учреждения, заработала милиция, которая раньше просто проходила мимо бездомных детей. Сейчас милиционер не пройдет мимо бездомного ребенка, он обязан его задержать. Соответственно, проблема внешне решена, детей на улице не осталось, как были они в 90-е, в начале 2000-х годов, и еще в 2006 году.
-Куда отправляют бездомных детей после того, как их задержала милиция?
-Сначала их отправляют в больницу на обследование, потому что сразу его нельзя отправить в приют, из которого он сбежал или в другой приют, потому что неизвестно где он находился, чем болен. Он ведь может оказаться наркоманом или заразиться на улице чем угодно. В больнице есть горячая линия. Если становятся известны данные ребенка, откуда он сбежал и т.д., после обследования его отправляют в этот же приют или в другой детский дом, который готов его принять. Раньше мы отвозили детей сами в больницы, помогали им вернуться в детский дом. Сейчас мы работаем немного в другом направлении. За каждым ребенком закреплена комната или квартира и когда ему исполняется 17 лет, он имеет все законные права на эту квартиру, но по разным причинам за это право на жилье еще приходиться побороться с государством и от нас здесь требуется помощь, в первую очередь юридическая. Также мы помогаем делать ремонт в этих квартирах, потому что, как правило, они достаются подросткам без элементарных удобств, сантехники и т.д.
-Рустам Михайлович, заниматься помощью бездомным очень трудно, можно быстро охладеть, столкнувшись с трудностями. Что нужно делать, чтобы этого не произошло?
- Любой доброволец, с какими бы благими целями не пришел в нашу деятельность, может сломаться, поэтому этим вопросом нужно заниматься очень аккуратно. Многие добровольцы, к сожалению, приходят сразу с глобальной мыслью, что именно они спасут всех бездомных, уберут их с улицы, и начинают бежать быстрее паровоза и если их энергию вовремя не направить в нужное русло, не оградить их от переизбытка эмоций, через месяц, если не раньше, они сгорают. Чтобы этого не произошло, надо чтобы человек вдумчиво подходил к этому вопросу - с холодной головой, но с горячим сердцем. Так он больше пользы принесет и организации, и бездомным людям. А если он быстро сгорел, то его больше никаким арканом не затащишь в эту деятельность и это очень плохо. Человек, который может жертвовать деньгами - это тоже доброволец, правда другого уровня, но если и он сгорит, это будет еще хуже. Мы как люди, имеющие определенный опыт, видели многих людей, которые начинали эту деятельность - сгорело много людей, мы сами были на грани сгорания, но костяк сохранился, и мы теперь хотим передать опыт другим людям.
НУЖНЫ СПОНСОРЫ, КОТОРЫЕ БЫ ЕЖЕМЕСЯЧНО МОГЛИ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ДВИЖЕНИЮ «КУРСКИЙ ВОКЗАЛ. БЕЗДОМНЫЕ ДЕТИ»
А ТАКЖЕ НА ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Желающие помочь, пишите: pomogite06@mail.ru
Беседовала Елена ТЮЛЬКИНА
|