ЭХО МОСКВЫ: Привезите в детдом бегемота, или НКО как филармония
02.12.2010
Недавно, одно очень известное благотворительное движение привезло в детский дом команду йогов.Многие скажут, а что тут такого, сироты увидят живых йогов, но на этом вся положительная часть добренького дела заканчивается. Сиротам повесили на грудь обереги, помазали лоб пеплом, подарили подарки, держась за руки, пели песни. Не жизнь, а праздник, которых у сирот не то что много, а слишком, смертельно много. Вся жизнь праздник, часто, в последний раз. И вопрос даже не в том, что сирот снова обмазали пеплом безнадеги, но и вновь показали, что системы работы с сиротами нет и видимо долго не будет. «Внедрежа нет», програмности, от а до я, от начала действия до кульминации, чтобы все вышедшие из стен детского дома сироты стали актерами театра? К примеру. Выходят сироты в мир зрителями праздников и поездок в Англии, без образования, знания жизни и будущего.Одно благотворительное движение пошло еще дальше, оно стало метить сирот своим брендом, даря им куртки и футболки со своим названием, мол, вот они «наши сиротки». А на днях я узнал, что и постельное белье сирот пометили, чтобы сироты засыпая на подушках знали, чьи они, и чтобы другие НКО тоже. Но уже дети поняли, что одетые в такие одежды они унизительно видны как сироты и все продолжают глядеть на них с жалостью, и сами стали снимать их с себя, дабы не быть сиротами от НКО-кутюр. И когда я спросил руководителя этой организации, зачем они это делают, это же унизительно быть меченным, да и сироты сами это понимают, он ответил, что это предмет их гордости. Чей гордости, для чего гордости, и почему гордости?
Что тут можно сказать, некое барское восприятие сирот, право на употребление сирот как видится и хочется. Но это уже другая сторона благотворительной помощи сиротам, пожалуй, самая наихудшая, когда детей делают заложниками новой, уже не государственной системы, а системы, созданной на них же, но не для них. И что с этим делать, сказать трудно, ведь людей, марающих сирот своими брендами еще очень много, чтобы они как люди со щитами бродили по улицам городов, гордо сообщая, что они чьи-то. Сиротская самоиндефикация продолжается и развивается в сиротах с новой силой. А между тем, чем меньше будет на сироте таких меток, тем успешнее он будет, потому что такая метка развивает в нем иждивение, но уже в рамках общества. Кстати, эта организация больше в детский дом, где расшиты их бредом подушки, не появляется, наигрались. В чем же проблема, почему с сиротами играют как с игрушкой, безответственно, бессовестно, хотя вроде делают добренькое дело - помогают.
Связано это, прежде всего с тем, что у людей нет системного понимания, есть желание сделать красиво и празднично, но то, что сиротам надо совсем другое, видимо нет. Насильно вчинить ненужное сиротам, стало бедой добровольчества России, и не только, а всего постсоветского пространства. В детский дом можно притащить слона, дирижера, и каждый день таскать туда-сюда еще много кого, но эта работа больше похожа на работу местной филармонии, нежели работу НКО. Ведь у НКО гораздо больше возможностей дать сиротам то, что им так необходимо. Ведь даже рисование с ребенком сиротой должно носить очень дальнюю перспективу, если уже начали приручать его к себе в семь лет, то уже и жените его потом, и венчайте и станьте крестным его детей, ведь пройдя с ним большой путь совместного труда, очень подловите на выходе из детского дома убрать его руку, чтобы прощально помахать ему ею.
Прекрасно лепить с сиротами слона, но, а дальше, что будете делать тот, кто научил лепить ребенка слона, пойдет ли этот человек за ребенком дальше, только с ним, или он будет ездить и в другие детские дома, чтобы и там лепить слона, или уже через некоторое время уже дома. Может проще сразу определиться, что я надолго стану наставником этого ребенка, чтобы знать только о его судьбе и быть ответственным только за него. Но ответственным. А может и усыновить, узнав его не перед самим усыновлением, а уже через несколько лет, став ему другом и партнером.
Но часто добровольцы несутся уже в другой детский дом, чтобы обогреть еще одного ребенка, оставив остывать того, к которому шли вчера. Или найти для такого ребенка усыновителя, чтобы стать тем самым добрым проводником информации о том, а что за человек этот сирота? Но многие готовы к этому. Большинству нужен чес, как в той же филармонии. Но самое жуткое, это когда общественная организация собирает помощь, которая сиротам опять же не нужна, и привезенные плееры к заевшимся сиротам, будут обменены в ближайшем ларьке на пиво и водку. И несчастный директор будет молить Бога, чтобы такое НКО провалилось куда подальше, потому что оно подписало договор о такой помощи не с ним, а с департаментом образования региона. И отпаивая опьяневших от таких благостей сирот, будет желать «автобусу милосердия» от НКО, не доехать до них.
НКО-филармонии плодятся каждый день как грибы, на смену тем, что уже устали носиться в сиротское учреждение, потому что личный праздник кончился, приходят новые танцевальные НКО-коллективы.Потому что, это самое простое. А вот начать системно, длительно вкладывать в сирот требует чего-то еще, каких-то иных человеческих и гражданских качеств. Начиная от включения в школьный процесс ребенка, посещая школу и узнавая, за какой партой он сидит, первой или как всегда последней, мотивирования учителя на качественный контакт. Или включение в жизнь тех же воспитателей, чтобы они меняли свой вектор безразличного отношения к своей работе, потому что мало платят и жизнь сложная. Или взять и стать тем самым воспитателем детского дома. Или... в общем форм работы много, главное чтобы было то содержание, которое поможет сиротам стать не меченными иждивенцами, а гражданами, личностями, людьми. А пока в детские дома едут рисовать и танцевать, везут йогов и вваливаются в непростую сиротскую систему бегемотами. Но может пора лисами, желающими меняться и менять систему детского дома и конкретного ребенка, отложив чес забот «о всех сиротах России».
http://echo.msk.ru/blog/gezalov/730873-echo/
|