КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Никакой, даже самый хороший, детский дом не заменит ребенку семью

28.11.2010

Разделы:

Проект, начатый в августе журналом «Главред» и Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины», наконец-то завершился - презентацией итогов исследования «Жизненный путь выпускников интернатных учреждений, детских домов семейного типа и приемных семей».

Скажем прямо - результаты позитивнее, чем ожидали и мы, журналисты, и некоторые эксперты: опрошенные дети говорят, что им жилось в интернате скорее хорошо, чем плохо, они не жалуются на насилие и готовы возвращаться в сиротские стены после 18 лет. Наверное, дело в том, что на самом деле для опроса выпускников интернатов найти сложно, вот и приходилось обращаться к руководителям подобных заведений в поисках респондентов. И они их находят. Молодые люди, поддерживающие связи с детскими домами, редко когда скажут что-то негативное в адрес своих воспитателей.

Но исследование - исследованием (хотя это и еще один способ отыскать дополнительные аргументы против интернатной системы как таковой), а проблема остается: выпускники заведений для сирот не готовы к самостоятельной жизни в обществе. Да и само общество не встречает таких людей с распростертыми объятиями. Часто в сознательном возрасте сиротам негде жить, трудно найти работу, поступить учиться. Согласно вышеупомянутому исследованию, каждый четвертый выпускник интерната скрывает свой статус. На самом деле стараются утаить от общества этот факт 95% сирот. Хотя скрыть его и трудно. «Общество стигматизирует не детей-сирот, а именно выпускников интернатов. Мы их боимся», - считает Людмила Волынец, сопредседатель ВОО «Служба защиты детей». Мы часто обобщаем: они - потенциальные преступники, их место за решеткой.

Это подтверждает Александр Гезалов - выпускник детского дома, а ныне, как он сам себя называет, «состоявшийся человек». Его судьба уникальна тем, что он смог не только выжить, пройдя систему воспитания советского детского дома (из 13 выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как российский общественный деятель. Его опыт неоценим как для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время, так и для воспитателей (если, конечно, у последних есть желание им воспользоваться). Он много ездит по детским домам, старается помочь каждому, пишет книги. Одна из них, сегодня презентованная в Киеве, - автобиографическое эссе о жизни сироты «Соленое детство».

Гезалов на собственном примере и на примере современных сирот (а их в России сегодня около 200 тысяч) доказывает, что выпускники интернатов не подготовлены к самостоятельной жизни.

«Когда ты все время живешь в детском доме, тебе не надо думать, как решать свои проблемы. Когда же ты выходишь за его стены, приходится налаживать социальные контакты. А это делать мало кто умеет, - говорит общественный деятель. - Другой вопрос, что общество относится к таким детям специфически. Я недавно переписывался со своей одноклассницей, а она мне говорит, что встречала нашу учительницу. Одноклассница стала говорить о моих успехах, что у меня есть два высших образования, государственные награды, а преподавательница удивилась: почему он еще не в тюрьме, ведь в детдоме был такой-сякой?.. А я был таким, каким я там мог быть, потому что система очень жесткая. Например, есть своя иерархия: зайчики, которые по своим умственным и физическим возможностям не могут быть первыми, лисички - способные приспосабливаться, волчата - которые могут огрызаться. И, наконец, медвежата - те, кто всем «рулят» в детдоме, или те, кого принято показывать как лучших выпускников. Так вот, я часто бываю в детских домах, как правило, захожу в актовый зал, а там, как и тридцать лет назад, в первых рядах сидят зайчата, идет концерт, все хлопают. Но я-то реально понимаю, что завтра эти зайчики должны покинуть стены детского дома... Никто не имеет права говорить, что детский дом - это место, откуда можно успешно стартануть. Вот сегодня в приюте я попросил поднять руки тех, кто в школе сидит на задней парте. Увидел руки почти всех ребят. И в этом нет ничего удивительного. Все они не уверены в себе».

Примеров такой неуверенности и в то же время беззаботности можно привести множество. Сыну Александра Гезалова сейчас два года. Как-то папа заходит в ванную комнату, а малыш делает вид, что бреется. Ребенок в семье постигает науку жизни самостоятельно. И никакие воспитатели не проводят с ним теоретические занятия, рассказывая, как надо вести себя в быту. «В рамках детского дома такой опыт получить невозможно. У меня есть выпускницы детского дома, которыми я в прямом смысле слова «рулю». На первую нашу встречу они пришли на шпильках и в спортивных костюмах. Понимаете, у них нет культуры поведения, они не знают, как и куда можно наряжаться. Этому никто не учит. Они рожают детей сразу после выпуска из интернатов». Потому что для них естественно, что за детьми смотрят учителя и воспитатели, - раз за ними смотрели, так и за их детьми будут присматривать... «Поэтому вопросы есть и к интернатной системе, и к тем, кто поддерживает эту систему. Ребенок должен находиться в семье», - настаивает российский эксперт.

В России после выпуска из детского дома сироты имеют на счету деньги - примерно 100 тысяч рублей. «Так большинство не знают, что с этими деньгами делать, - продолжает Гезалов. - Один мальчик говорит: «Я куплю себе крутую тачку». А я у него спрашиваю: «А права у тебя есть, а ты знаешь, что бензином надо заправлять - нужны деньги». Понятно, что ни прав у него нет, ни про бензин он не знает. Его же в детском доме бесплатно на автобусе возили... Другая девочка решила поставить пластиковые окна в квартире. «Она на девятом этаже. Далеко пластик виден будет», - объясняет она. Третий выпускник интерната из глубинки купил всему поселку сотовые телефоны, даже не подумав, что связи в населенном пункте нет. Зачем ему задумываться над подобными техническими мелочами, когда в детском доме за сирот все решали? Даже когда меня везли в ПТУ, я по дороге все спрашивал, куда везут. Мне отвечали: «Скоро узнаешь». Привезли. Бросили. И выбора не дали. Пришлось учиться, потому что у детского дома только с этим ПТУ был договор».

Бесспорно, надо помогать кризисным семьям. Но такая помощь обходится государству намного дороже, чем помощь семьям, у которых есть только небольшие трудности. «У нас отцы семейства имеют только один диплом, и если теряют работу, впадают в депрессию, пьют, - говорит Гезалов. - Никому из них не приходит в голову переучиваться, перепрофилироваться, искать другую работу. А нет - все доходит до того, что без работы человек катится вниз, тогда органы опеки вынуждены заботиться о детях, забирая в детские дома». Так же и в Украине - детьми из кризисных, неблагополучных семей пополняются сиротские дома. И таких детей с каждым годом становится все больше...

http://glavred.info/archive/2010/11/26/173012-8.html