Почему сироты часто злятся?
10.11.2010
Когда говорят об успешной адаптации детей-сирот после жизни в детском доме, то самым главным фактором этого успеха я вижу в смягчении ожесточённых сердец детей-сирот. Почему они ожесточаются? Это происходит по нескольким причинам: либо когда дети почувствовали ещё в утробе матери, что они не желанны, либо обретают обозление уже в детском доме. Первое мы рассматривать не будем - этот вопрос крайне трудный и малоизученный. А вот о том, почему сироты в рамках детского дома обретают навыки выживания за счёт жесткости и злости, хочется поговорить.
Как так происходит, что из улыбчивого и приятного ребёнка сирота вдруг резко превращается в обозлённого, нервного и дикого? Что происходит с ним, почему так резко его лицо становится злым, и он в любой момент готов укусить, накричать и сбежать? На самом деле - это обычное явление, ведь ребёнок-сирота постоянно находится во взвинченном состоянии. Как актёр. Известно, что многие актёры уровня Кайдановского, Смоктуновского, Даля постоянно находились в этой взвинченности, запредельной тональности. Чем это закончилось, мы хорошо знаем - они рано сгорели, уйдя из жизни достаточно ещё молодыми людьми. Это состояние граничит с шизофренией, самопоеданием, самонедовольством. Это то, за что зритель любит этих актёров, за «их публичные страдания», «техники нерва». У сирот причины такого состояния иные, но последствия так же губительны. Опытные сотрудники детских домов, зная об этих их особенностях сирот, всё делают для того, чтобы сирота «не вышел из берегов». И часто для этого просто не лезут в дела детей, лишь бы не увидеть, как ребёнок озверевает и начинает крушить все вокруг. Остановить такого сироту очень сложно, учитывая, что они ещё и долго помнят обиды.
Дети-сироты, в рамках детского дома живут в очень крутом и диком режиме, этот режим обретается ими практически сразу, и «техники нервов» становятся основой для выживания в непростой системе детского дома. Где есть и жёсткая иерархия, и ограниченность ресурсов и всё то, что присуще актерам. Войдя в систему детского дома, ребёнок через некоторое время начинает понимать, что если он будет расслаблен, то много чего пролетит мимо, или он окажется на ступеньку ниже в этой самой иерархичности. «Техника нервов» становится для него основным инструментарием выживания в этой среде. Для сирот злость и умение быстро выходить из себя - это норма, это основная форма защиты, и чем быстрее это умеешь себя взвинтить, тем успешнее ты в сиротский среде.
Система взаимодействия между детьми налагает и определённые поведенческие характеристики. Например, можно заметить, что некоторые дети при общении не поднимают глаз, а другие, наоборот, беззастенчиво заглядывают в них. Обученность того, который заглядывает в глаза, выше, чем у того, который прячет взгляд. Один смог адаптироваться под детскую среду, другой - нет. Это уже две разные жизненные позиции, перед вами дети из разных социальных каст детского дома. Одни научились многим техникам, другие нет; выживаемость обученных в рамках детского дома более высокая; необученных успешность ждёт за пределами учреждения. Чем меньше сирота будет обладать этими техниками, тем лучше для него и тех, кто рядом с ним окажется.
Что надо сделать, чтобы ребёнок-сирота не использовал техники выживания в детском доме там, где нужны совсем иные знания и компетенции? Для этого ему необходимо предложить другие опции и знания, за счёт которых он научится решать ставящиеся перед ним задачи и проблемы. Сделать так, чтобы ребёнок хотел и желал диалога, учился выстраивать отношения, а не сразу рубить их на корню детдомовской резкостью и конфликтностью. Учить навыкам общения, миролюбивости, такта и уважения к ближним и дальним людям. Без этих качеств ему будет трудно выжить в обществе, где его приобретённая «детдомовская агрессивность» также ставит его в ситуацию отверженного, потому что его сиротская злость, непродуктивна и даже губительна. Об этом надо помнить и добровольцам, и приёмным родителям. Детский же дом с этим живёт и будет жить - такова реальность... Надо стремиться к тому, чтобы ребёнок не попадал в детский дом, после которого его нужно заново учить быть человеком и гражданином. Но если он всё же хлебнул детдомовского болотца - нужно помочь ему отрыгнуть это. Это возможно, хотя может потребовать большого совместного труда.
Шеф-редактор сайта «Успешные сироты РУ» Александр Гезалов
Rage orphaned
When speak about successful adaptation of children-orphans after life in children's home, I see a primary factor of this success in softening of fierce hearts of children-orphans. It occurs for some reasons: the first is when children have felt in a womb of mother that they aren't desired, or find anger already within the limits of children's home. The first we won't consider, because this question the extremely difficult and insufficiently known, but the question why orphans within the limits of children's home find skills of a survival at the expense of rigidity and a rage is need to be surveyed, for judgement. As so occurs that suddenly, from the smiling and pleasant child the orphan sharply turns in angered, nervous and wild. What occurs to him and why so his face malicious becomes sharp, he is ready to bite, shout and run away? Actually is an everyday occurrence, the child-orphan is constantly beeng as the actor in the excited condition. It is known that many actors of level Kajdanovsky, Smoktunovsky, Dal constantly were in this overexcitement, an other-wordly tonality, how it has ended, we well know. They have burned down early, having died enough still young men. This condition borders on a schizophrenia, self-eating, itself discontent. That is for what the spectator loves these actors, for «their public sufferings», «technicians of a nerve», but for orphans it absolutely other life, but is equally pernicious. Within the limits of children's home, skilled employees, knowing about features of orphans, all do that the orphan hasn't flown into a rage. And often for this purpose simply don't climb in affairs of children if only not to see, how the child become brutalized and starts to destroy all around. It's very difficult to stop such orphan, considering that they still long remember insult.
Children-orphans, live in very abrupt and wild mode within the limits of children's home, this mode is found by them practically at once, and «technicians of nerves» become a basis for a survival in uneasy system of children's home. Where is both rigid hierarchy and limitation of resources and all that is inherent in actors. Entering into children's home system, the child starts to understand after a while that if it will be weakened, much that will fly by him, or it will appear on a step, more low, in this hierarchy. It becomes for it the basic toolkit of a survival this environment. For orphans a rage and ability quickly to fly into a rage is a norm, it is the basic form of protection, and the faster you are able to excite it in yourself, the more successfully in orphaned to the environment.
The interaction system between children imposes also certain behavioural characteristics. For example, it is possible to notice that some children at dialogue don't lift eyes, and others on the contrary impudently look in them. Skills of who looks in eyes above, than at that who hides eyes. This difference has ripened in them within the limits of finding of these skills, one could adapt under the children's environment, another - isn't present. These are two different already vital positions, inform you that before you children from different social castes of the children's home, one have learned many technicians, others aren't present, survival rate trained within the limits of children's home more successful, at untrained success waits outside of establishment. The less orphan will possess these technicians, the better for it and those who near to it will appear.
That it is necessary to make, that the child the orphan didn't use technics of a survival in children's home there where absolutely other knowledge and the competence is necessary. For this purpose it is necessary for it to offer other options and knowledge for which account it to learn to solve problems put before it and problems that the child wanted and wished dialogue, abilities to build the relation, rather than them at once to cut on a root orphanage with sharpness and a conflictness. To learn them skills of dialogue, peaceable disposition, a step and respect for near and far people. Without these qualities it will be difficult for them to survive in a society where its got «orphanage aggression» also puts it in a situation outcast because its orphaned rage, unproductive, and even is pernicious. It is necessary to remember it both to volunteers and reception parents. The children's house with it lives and will live, such is a reality, means it is necessary to make so that the child didn't get to children's home after which it is necessary to retrain it to be the person and the citizen. Or if it nevertheless has taken orphanage bogs, skillfully to help it belch it, and to be able to search for abilities of in itself(himself). It is possible, through joint work.
A.Gezalov
|