Техники любви
15.10.2010
Часто можно услышать от добровольцев, что после посещения социального учреждения, будь то хоспис, дом престарелых или СИЗО, они продолжают переживать за тех, кого там увидели и общались. Они несут эту боль и проблему домой, и там мучают своими переживаниями родных и близких людей, которые стараются помочь, поддержать, но часто бывает так, что доброволец так и не справляется с внутренним сгоранием и уходит из социального поля, слава Богу чаще живым. А однажды я даже видел, как один руководитель крупного добровольческого движения, рассказывая о выгорании добровольцев, вдруг перешла на рыдание, вспомнив, что недавно была в первый раз в хосписе и ушла оттуда в жутком стрессе. Смотрелось все это очень печально. С того момента прошло уже несколько недель, а в человеке все жило то состояние. Можно сказать, что этот человек выгорит быстро, если не уйдет в другую сферу. Потому что,он не обладает техниками выживания в среде, где надо уметь быстро переключаться и иметь близкие к профессиональным навыки выхода из социальной ситуации. Для этого необходимы именно техники, которыми необходимо обладать, фильтры и защитные функции, которые в себе можно вырастить и выработать. Например умение переключаться и занять себя делом, блокирующим социальный надрыв: походы на природу, танцы и другие, простые жизненные радости.
Можно смело говорить о том, что у нас нет культуры подготовки добровольцев для их дальнейшей работы в социальных полях. Да и ответственности за то, чтобы доброволец жил и долго действовал тоже ни в какой книге не прописано, часто лидеры НКО гоняются за количеством людей, забыв про качество и систему сопровождения и подготовки добровольных помощников. Если добровольца хватил стресс или кризис, в этом винят его же, не разделяя ответственности. Мало методических пособий, организаций, ориентированных на подготовку добровольцев, если и есть, то слишком недостаточно для такой армии. А сайтов, где можно найти ответы на интересующие вопросы найти сложно, даже через контекстный запрос. Связано это с тем, что во первых, этот опыт еще не изучен и не осмыслен, во вторых, часто это делать в отдельной организации просто некому. После небольшого инструктажа, что можно и чего нельзя, добровольца бросают в бой, возможно последний. Обезоруженный знаниями и низкой компетенций выживания в непростой социальной среде, такой доброволец проживет в деле помощи нуждающимся недолго. Практика показывает, что уже через некоторое время, он перестает появляться в организации и отвечать на звонки и правильно делает, если хочет выжить в жизни в целом. Кто виноват? Те, кто не взял на себя ответственность за человека пришедшего искренне помогать нуждающимся. Совместно с добровольцем не провел изучение его мотива участия, вместе не вгляделись в наличие свободного времени, компетенции по тем или иным вопросам, где бы они были полезны. Вобщем,не дали добровольцу глянуть на себя более трезво. Ведь благими намерениями можно вымостить дорожку и в невозврат вообще к нормальной жизни. А еще,очень важным пунктом в первичной работе с добровольцем является его желание подчиняться, хотеть получать знания и переобучение. Если эти два компонента выявлены вовремя, то можно смело говорить о том, что такой доброволец идет в социальные поля по мотивации, которую он возможно и скроет. Потому что очень хочется... Не обучающийся доброволец часто застревает в развитии, не успевает за новыми социальными трендами, и выгорает от этого естественно еще быстрее. Также важен вопрос наличия близкого круга добровольца, не зря в анкете задается этот вопрос, чтобы понять, а есть ли поддерживающая сила у добровольца. Если нет, то тогда просто необходимо его обрести и даже показать. Замечательно, если доброволец посещает храм, общается с духовником, причащается и ездит в паломнические поездки. Такой доброволец имеет больше шансов выжить в непростой социальной роли, нежели даже техничный светский доброволец. Потому что, вопрос выгорания все же духовный, а не физический, даже надорвавшись физически, духовный доброволец просто отложиться и вновь будет готов к доброделанию. Душа же отлежаться не может, ей необходимы иное участие, духовный upgrade.
Российская благотворительность очень специфична, социальный спектр настолько пестрый, что для каждой социальной группы необходимо свое качество подготовки добровольца. Для тех, кто например работает с больными детьми - одна, а теми, кто работает с детьми из неблагополучных семей - другая. Нельзя применять те же технологии работы с разными социальными группами, потому что социальный заказ от них разный, значит и доброволец должен соответствовать этому заказу.
PS. Если доброволец задумывается о своей жизненной безопасности, и роста знаний и компетенций, придя в ту или иную организацию, первый вопрос, который он должен задать - а учить будут и сопровождать после? Если нет, то значит тут он нужен просто как отбивная. Тогда надо искать организацию, где его будут учить и беречь.
А.Гезалов
Cтудия социального проектирования 2 ГА
www.dvaga.ru
|