Учить сирот учиться
15.10.2010
Когда начинают говорить о проблемах детей-сирот,то,прежде всего говорят об их не умении общаться,выстраивать отношения,иждивение и много чего еще.Но это уже - как итог их жизни в детском доме и работы самих учреждений,уже после того,как они выйдут за его стены.Можно рассказать и об иных проблемах,их так много,но все же,одним из важных пробелов,после неумения трудиться в жизненном росте сирот, является низкий уровень образования.К примеру,сироты вообще не читают и отвратительно учатся.Следствием этого является их низкий уровень социальной адаптации,развитие личностных качеств,низкий уровень знаний литературы, нравственных ориентиров,неумение мыслить системно,и это приводит к тому,что через некоторое время сирота садится на батарею и подоконник и перестает вообще принимать знания.Или пуще того,вообще перестает ходить в школу. По умолчанию эта проблема обязана решаться двумя субъектами - детским домом и школой,но в связи с тем,что ответственность разделенная,то можно говорить смело,что ребенок сирота остается один на один со своим нежеланием учиться.Безусловно,на это влияет низкий уровень мотивации,непонимание,что образование является основой получения не только хорошей профессии и более высокого качества жизни,но и перспективы в выстраивании своей жизни.Но сегодня уровень образования сирот крайне низок,что приводит к низкому уровню адаптации детей-сирот в самостоятельной жизни.Потому что,привыкнув не учиться в рамках детства,сироты перестают учиться потом,имея «память неучебы в детском доме»,при этом живя комфортно и получая качественные услуги,еду,одежду,сон,мягких добровольцев.То есть, привыкнув ничего не делать,сирота осознает,что еда и кровать никуда не денутся,да и персонал будет рядом,аж до 23 лет. Да и потом,всех кто находиться рядом дети-сироты воспринимают как персонал,даже добровольцы разных НКО ими также воспринимаются.
В рамках школы ребенок из детского дома не сразу перестает учиться,это падение происходит несколько лет,начиная со второго и третьего класса.Еще в первом-втором классе ребенок вовлечен в процесс, да и внутренняя жизнь детского дома еще не так влияет,но уже тогда,когда ребенок вынужденно начинает бороться за выживание в рамках детского дома и школы,это становится большим препятствием в желании учиться.Уже через некоторое время начинаются изменения в восприятии школьных дисциплин,низкая концентрация на получение знания.Да и возникающие конфликты заставляют учителя все чаще отправлять сирот один за другим на задние парты,что становится для них победой и гетто на все годы обучения в классе.Через некоторое время одноклассники перестают видеть этих же сирот выступающими у доски,процесс обучения сирот в отдельно взятой школе закончился. Все усаживается,улаживается,сироты получают оценки автоматом,но ими полученная тройка равна единице для домашнего ребенка,но это выявится уже позже,после того,как дети-сироты не смогут учиться в ВУЗАХ,даже если их туда насильно затащили добровольцы.Привычки нет,моторики.Пока же все выстроено именно так.Это удобно и учителю, который не несет личной и гражданской ответственности за обучение сирот,да и возможность больше тратить время на домашних детей,так как их родители более требовательны.Детский же дом доволен просто тем,что сироты хотя бы ходят в школу,и сидят там,на задних партах. А затем и в жизни,задние ряды и парты.А домашняя подготовка становится мукой,как для сирот,так и для воспитателей,которые также не ориентированы на качественную подготовку сирот к школе.Они видят основную функцию в контроле за детьми,не более того.А когда организуются всевозможные курсы для обучения сирот на стороне,это приводит к тому,что система обучения продолжает работать отвратительно,и для того, чтобы изменить ее нет никаких предпосылок. В некоторых детских домах к сиротам приходят преподаватели с воскресных школ,чтобы только дотащить неуча сиротку до порога выпуска из стен детского дома,а там как пойдет.Это плохо,потому что у школы и детского дома атрофируется основная их функция -качественная работа с теми,кому вверило государство обучение и жизнь детей-сирот.
Что же делать и как сделать так,чтобы сироты получали и качественное образование,и потом не плелись в хвосте не только в своем классе,но и будущей жизни?
Важно,чтобы детский дом повысил к себе требования по учебному процессу в рамках школы и детского дома.Как отдельного воспитателя в группе детского дома,так и учителя в отдельном классе.За нравственную и материальную мотивацию.Для этого главным критерием оценки эффективности работы детского дома является именно этот компонент - уровень образования детей-сирот,получение качественных знаний, повышение ответственности педагогического коллектива за выполнение обязанностей по получению знаний детьми-сиротами. Для этого,также, участие НКО просто обязано подвигать систему детского дома,школы к этим изменениям,ведь двигать отдельного сироту куда накладнее, нежели чтобы качественнее работала целая система. Да и для тех,кто придет в эту систему,эти изменения были и для них качественными. Образовательные услуги должны оказываться так,чтобы сирота получал их осознанно,без тычков и пинков.Возможно,многие учителя так и не знают,что из-за их ими же созданного комфорта в работе с сиротами,это приводит к трудностям у последних в будущей жизни.Это необходимо до них донести,повысить их уровень гражданской позиции.Ведь уровень качественной адаптации зависит от сложения усилий,как самих сирот, так и тех,кто рядом с ними работает.Надо над этим работать рядом с ними,а не на стороне.Так выстраивать систему,чтобы она давала качество и обучения,а затем и жизни.И когда кто-то организует проекты поддержки сирот,которые и так хорошо учатся,тогда становится ясно, что остальные 90% неучей будут незамечены и далее.Давайте об этом думать, работая с сиротами.
А.Гезалов
Специально для журнала «Дети дома»: http://blago.katren.ru/projects/all_child.asp
|